Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Historical and cultural problems of northern countries and regions

Русский / English

Вопросы истории и культуры северных стран и территорий № 3 (11), 2010 г.

 

Вопросы истории и культуры

северных стран и территорий

-------------------------------------

Historical and cultural problems

of northern countries and regions

 

К 100-летию Василия Васильевича Налимова

 

Конаков Н.Д., Шабаев Ю.П.
(Сыктывкар, Россия)

 

Из истории этнографического изучения культуры коми во второй половине XX века

 

Первыми  этнографами в Коми филиале АН СССР (ныне - Коми научный центр), который возник на основе базы Академии наук, созданной в Сыктывкаре в 1944 году, были Л.Н. Жеребцов, закончивший местный пединститут, и Л.П. Лашук – выпускник отделения этнографии исторического факультета МГУ. С их приходом  в Сыктывкаре стал складываться небольшой профессиональный коллектив этнографов, своеобразный этнографический исследовательский центр. В 1961 г. в Коми филиале был создан  самостоятельный отдел археологии и этнографии и вскоре в него пришли Ю.В. Гагарин, Л.С. Грибова, Г.Н. Климова, Н.И. Дукарт, а позднее  Г,П. Белорукова. В 1953 г. в Москве в Институте этнографии была защищена первая диссертация «Современное жилище народа коми», которую  подготовил Л.Н. Жеребцов, а годом позже там же свою диссертацию «Этническая история Печорского края» защитил Л.П. Лашук.

В 1950-е – 1960-е  годы начинается активный сбор полевых материалов, ежегодно этнографы выезжают в экспедиции в различные районы Коми АССР, Архангельскую область, на Кольский полуостров, на Обь, на Алтай. Постепенно накопленные материалы оседают не только в научных отчетах, которые хранятся в архиве Коми научного центра, но и публикуются в виде многочисленных статей и солидных монографий.

Первой такой монографией стала книга Л.П. Лашука «Очерк этнической истории Печорского края», которая вышла в Сыктывкаре в 1958 году. Охватив в монографии период от мезолита до пятидесятых годов XX в., Л.П. Лашук наметил в ней основные этапы освоения человеком бассейна Печоры, охарактеризовал сложный характер межэтнического взаимодействия в этом регионе на протяжении длительного исторического периода.

Л.П. Лашук также первым обратился к этнографическому районированию Коми. Он  выделил семь этнографических ареалов: прилузский, сысольский, вымский, удорский, ижемский, верхнепечорский и вычегодский. Из под его пера вышло и такое капитальное сочинение как книга «Формирование народности коми» (М.: «Наука», 1972). В этой работе глубоко проанализированы этногенез и этническая история коми, выявлены географические, хозяйственные, социальные и культурные особенности сложения коми этноса. Книга написана на основе изучения разнообразных этнографических, лингвистических, археологических и исторических источников, корректное использование которых определило надежность и убедительность сформулированных Л.П. Лашуком выводов. Достаточно длительный этап коми карьеры Л.П. Лашука завершился в 1960-м году и его дальнейшая научная деятельность была связана с кафедрой этнографии Московского университета, где он проработал профессором до конца своих дней (умер в 1990 г.).

Существенный вклад в коми этнографию внес и Л.Н. Жеребцов. Его научные интересы первоначально были сконцентрированы на изучении традиционного крестьянского жилища. Результаты его  исследований были обобщены в книге «Крестьянское жилище в Коми АССР», которая была издана в Сыктывкаре в 1971 г. Л.Н. Жеребцов разработал типологию традиционных жилищ коми, показал ареалы распространения тех или иных типов. Судьба этой книги весьма показательна, ибо первый ее вариант, который назывался «Памятники народного зодчества» был опубликован еще в 1961 г. Но весь тираж книги был уничтожен по приказу из Коми Обкома КПСС. Высокопоставленные партийные идеологи посчитали, что работа дискредитирует социалистический быт села, поскольку ее изобразительный ряд был составлен в значительной мере из покосившихся старинных коми изб. Трагедия коми этнографии, равно как и советской этнографии в целом, заключалась в том, что  власти  прямо или косвенно вынуждали этнографов обслуживать официальную идеологию и жестко корректировали их деятельность.

В последующие годы круг научных интересов Л.Н. Жеребцова значительно расширился: он большое внимание уделил изучению этнографических групп коми, этнических контактов, общественного быта. Результаты его исследований нашли отражение в целом ряде статей и нескольких крупных работах. Одна из них «Быт и культура села» была написана в соавторстве с Ю.В. Гагариным и издана в Сыктывкаре в 1968 г. В этой публикации, подготовленной на основе обстоятельного (свыше 600 страниц) научного отчета, подробно описан общественный быт сельского населения в первую половину XX столетия, охарактеризован процесс культурной эволюции коми села.  Анализируя изменения в жизни села авторы, конечно, не могли дать исчерпывающую характеристику того, как происходило разрушение традиционного образа жизни коми крестьянина и традиционных норм морали, к каким последствиям это привело, но материал книги позволяет сделать  самостоятельное сравнение «старого» и «нового» быта, хотя авторам пришлось пропагандировать именно социалистический быт, подчеркивая его преимущества. Наиболее подробно Л.Н. Жеребцов рассмотрел удорскую этнографическую группу, посвятив ей монографию «Хозяйство, культура и быт удорских коми в XVII- начале XX вв.» (М.: «Наука»,1972). В 1982 г. была опубликована крупнейшая работа Л.Н. Жеребцова «Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами» (М.: «Наука», 1982). В ней на базе полевых, архивных и литературных материалов рассматриваются сложные процессы складывания взаимоотношений коми с соседними народами с X - XI века до  начала XX века. Автор подчеркивал, что характер взаимодействия был двухсторонним и контакты с соседями у коми были в основном бесконфликтными. В разные исторические эпохи контакты носили различный характер, но постоянно доминировали связи с русскими.

Л.Н. Жеребцов рассмотрел также процесс формирования этнической территории коми и указал, что основные этнографические группы сложились уже к XVIII в., а в последующие эпохи началось их сближение. Этому вопросу был посвящен  препринт его научного доклада «Формирование этнической территории коми (зырян)», изданный в Сыктывкаре в 1977 г. Другой работой, где были сделаны выводы принципиального характера, был препринт «Этнографические исследования на европейском северо-востоке СССР». В нем Л.Н. Жеребцов заявил: «...Несмотря на единство происхождения, длительную общность жизни и наличие значительного количества общих черт в культуре и быте, в настоящее время коми (зыряне) и коми-пермяки являются двумя самостоятельными народами...” [1]. В дальнейшем этот его вывод получил подтверждение в ходе ряда других исследований, хотя сегодня многие коми краеведы и национал-радикалы из коми национального движения оспаривают его, высказываясь за воссоединение якобы искусственно разделенного народа [2].

  Л.Н. Жеребцов по существу около двух десятилетий руководил этнографическими исследованиями в Республике Коми. В 1971 г. он возглавил самостоятельный отдел этнографии, который был создан год спустя после того, как был сформирован Институт языка, литературы и истории Коми филиала  АН СССР, и оставался на этом  посту до 1988 г. (умер в 1991 г.).

В 1960-70-е годы коми этнографы разрабатывали целый ряд научных проблем, но, пожалуй, помимо уже названных,  наиболее значимыми были этноконфессиональные исследования и изучение народного искусства. Под руководством Ю.В. Гагарина изучались дохристианские верования коми, история Православной Церкви в Коми крае и старообрядчества, современная религиозная ситуация.

Почти все предшествующие работы по этнографии народов коми представляли собой добротные этнографические описания различных сторон культуры и быта и их авторы использовали в своей исследовательской деятельности методы этнографических наблюдений и интервью, а также сравнительно-исторический метод, хотя в работах советского периода, они вынуждены были заявлять, что основным научным методом является метод «исторического материализма». Ю.В. Гагарин первым стал использовать массовые опросы населения, хотя не применял выборочный метод, а прибегал к сплошным опросам населения сел и деревень. Конечно, ряд работ носил откровенно антирелигиозную направленность, но сами материалы представленные в них имеют несомненную научную ценность. Крупнейшей работой Ю.В. Гагарина является монография «История религии и атеизма народа коми», опубликованная в Москве в 1978 году. К сожалению, дохристианские верования коми и их место в системе традиционного мировоззрения описаны и проанализированы в ней достаточно поверхностно, что во многом объясняется слабым использованием метода исторических реконструкций и что побудило впоследствии вновь вернуться к изучению этого вопроса. Незадолго до своей смерти (умер в 1981 г.) на основе монографии «История религии...» Ю.В. Гагариным была защищена в Институте этнографии и антропологии докторская диссертация.

Изучение народного искусства народов коми связано прежде всего с именем Л.С. Грибовой, которая стала первым профессиональным этнографом среди коми-пермяков. Не случайно, что ее кандидатская диссертация, которая была выполнена под руководством известного этнографа С.А. Токарева и успешно защищена в Институте этнографии в 1969 г., носила название «Исторические традиции в народном искусстве коми-пермяков». Ее перу принадлежит целая серия работ, среди которых, безусловно, следует выделить три. Первой из них является монография «Пермский звериный стиль. Проблемы семантики» (М.: «Наука», 1975). Это было первое крупное исследование, опубликованное за срок почти в полстолетия, прошедший со времени публикаций работ В.П. Налимова и К.Ф. Жакова, а также статей исследователей начала 1920-х годов и посвященное мифологии народов коми. Л.С. Грибова отобрала из опубликованных и архивных источников, а также собрала лично очень интересный и ценный материал по мифологии и языческим верованиям коми. На основе разнообразного этнографического, фольклорного, языковедческого материала автор рассмотрела как происхождение, так и практическое значение пермских бляшек в жизни древнего населения Прикамья и выдвинула гипотезу о связи изображений с тотемизмом, экзогамными нормами брака и родовой организацией обществ. Однако, серьезного обоснования данной гипотезы автором предложено не было, поскольку сами мировоззренческие основы культуры древних пермян не были глубоко проанализированы. Но кроме собственно мифологии в книге анализируется и эстетика пермского звериного стиля. Детальная характеристика декоративно-прикладного искусства коми дана в другой ее монографии «Декоративно-прикладное искусство народов коми», изданной в 1980 г. в Москве. Последней крупной ее работой был альбом «Народное искусство коми», который был издан в 1992 г. уже после ее скоропостижной кончины (умерла в 1986 г.) и который был подготовлен к печати Э.А. Савельевой.

Другой известной исследовательницей народного искусства коми является Г.Н. Климова. Тематика ее исследований была достаточно узкой, но требовала очень большой  и трудоемкой полевой работы и тщательного изучения музейных коллекций. Г.Н. Климова первой обратилась к изучению орнамента коми. Ею были исследованы и определены основные типы орнаментации, характерные для традиционной культуры коми, в частности антисимметричные семеричные  бордюры, диагонально-геометрические узоры и многие другие. Охарактеризованы особенности орнаментации текстильных и вязаных изделий коми, местные названия узоров и элементов орнамента. Результаты исследований были обобщены в двух книгах, которые получили очень широкую известность. Первая из них «Узорное вязание коми» была опубликована в Сыктывкаре в 1978, а вторая «Текстильный орнамент коми» – там же в 1984 году (переиздана в Кудымкаре в 1995 г.). К сожалению, в дальнейшем Г.Н. Климова оставила занятие коми этнографией и переехала в Пермь, где занималась преподавательской деятельностью. Впрочем, в 1970-е годы коми этнография потеряла несколько весьма перспективных исследователей, которые начинали свою карьеру в Коми. В Германию эмигрировала Н.И. Дукарт, которая занималась изучением традиционных календарных и семейных обрядов коми, а также современной гражданской обрядности и опубликовала ряд содержательных статей на эту тему [3]. В Ленинград переехала Г.Н. Романова, занимавшаяся изучением традиционных ремесел, защитившая на эту тему  в 1976 г. в ЛГУ весьма интересную кандидатскую диссертацию «Домашние промыслы коми» и опубликовавшая серию статей [4]. В Ижевск перебралась Г.П. Белорукова, предметом изучения которой являлся быт лесных рабочих коми. Ею впервые были осуществлены этносоциологические обследования  лесных поселков (в которых проживает 40% сельского населения республики) и опубликованы несколько статей и препринт научного доклада, посвященные этому вопросу, а кроме того защищена в 1974 г. в Институте этнографии и антропологии кандидатская диссертация «Лесные рабочие Коми АССР (этнокультурные процессы)» [5].

Эти потери, однако, были восполнены, поскольку в середине и в конце 70-х годов в отдел этнографии пришли Н.Д. Конаков, М.Б. Рогачев, В.В. Соловьев, И.В. Ильина, Ю.П. Шабаев, В.Н. Денисенко, а чуть позже О.В. Котов. В результате  центр этнографической науки в Коми сохранил и свой научный потенциал, и свое влияние в научном сообществе.

Следует особо отметить тот факт, что в последние несколько десятилетий довольно заметный вклад в коми этнографию внесли лингвисты и фольклористы. Еще в начале 1950-х годов известнейший коми языковед В.И. Лыткин, который большую часть жизни проработал в Институте языкознания в Москве, осуществил комплексное изучение группы язьвинских коми-пермяков. По результатам этой работы совместно с сотрудником Чердынского краеведческого музея им. А.С. Пушкина С.А. Поповым в 1952 г. им была подготовлена рукопись «Коми-язьвинцы (историко-этнографический очерк)». Эта рукопись хранится в архиве Коми научного центра. Позднее он издал монографию о коми-язьвинском диалекте [6].

Значительный интерес к этнографическим сюжетам несколько позднее проявил довольно известный коми фольклорист Ф.В. Плесовский. Наиболее заметны в этом плане две его работы, а именно: статья «Космогонические мифы коми и удмуртов» [7], весьма слабая в теоретическом отношении, и изданная в 1968 г. в Сыктывкаре книга «Свадьба народа коми», которая имеет тот же недостаток. Основную ценность этой книги составляет огромный фактический материал, представляющий собой прежде всего сборы А.С. Сидорова и его учеников в 1920-е годы.

Несомненный вклад в коми этнографию внес другой представитель школы коми фольклористики П.И. Чисталев, который долгие годы занимался изучением музыкального фольклора и сбором музыкальных инструментов. Благодаря его усилиям удалось восстановить все разнообразие традиционных музыкальных инструментов характерных для коми и описать их место в культурной жизни. Этим вопросам посвящены  его статьи [8] и книга «Коми народные музыкальные инструменты», изданная Коми книжным издательством в 1984 г.

Тематика этнографических исследований коми этнографов во второй половине 1970-х и в последующие годы существенно изменилась. Началось углубленное изучение традиционного природопользования, народной медицины, современных этнических процессов, этнолокальных групп, мифологии, этнографии детства и т.д.

В системе традиционного природопользования коми очень важное место занимали охота и рыбная ловля. Эти отрасли хозяйства обеспечивали значительную часть потребностей семьи не только в продуктах питания, но и весомую долю денежных доходов, которая существенно менялась в разных районах края. Охотничьи и рыболовные промыслы коми подробно охарактеризованы в получившей широкую известность монографии Н.Д. Конакова «Коми охотники и рыболовы», которая была издана в Москве в 1983 г. Здесь дано описание промысловых орудий, одежды, средств передвижения, проанализированы принципы устройства охотничьих артелей и угодий, особенности промысловой морали. В работе обобщены литературные и архивные источники и собственные полевые материалы.

Позднее Н.Д. Конаковым были расшифрованы изображения древних календарей, найденных на этнической территории коми, и на их основе проанализирована календарная символика языческого населения Урала [9]. Более того, эти исследования стали основой для изучения традиционного мировоззрения коми в целом и выделения в нем наиболее архаичных пластов. В процессе этой работы были проанализированы структура и содержание архаичных космогонических мифов и ее итогом явилась монография «Традиционное мировоззрение народов коми. Окружающий мир, Пространство и время», изданная в Сыктывкаре в 1996 г. В своей исследовательской работе Н.Д. Конаков широко применял методы реконструкции древних мифологических представлений коми. В основу же последней работы положен анализ обширного фольклорного наследия народов коми и при этом использована апробированная во многих работах филологов и этнографов методика поиска «основного текста». Обосновывая использование данного метода автор писал: «Необходимо отметить, что все  имеющиеся фольклорные записи народов коми представляют собой  фактический материал о рудиментах языческих представлений древних коми в мировоззрении их далеких потомков. Реконструкция «основного текста» языческого мировоззрения невозможна без поэтапной реконструкции на основании сохранившихся архаизмов, косвенных свидетельств, широких аналоговых поисков с использованием различных (фольклорных, лингвистических, этнографических, археологических) источников основных его структурообразующих единиц. Настоящая работа представляет собой лишь во многом сознательно обуженную попытку прочтения некоторых «текстов», подразумевая ее как  один из предварительных шагов на пути реконструкции язычества древних коми, а в перспективе – уральского язычества как одного из феноменов мировой культуры» [10].

Со второй половины 1980-х гг. вместе с О.В. Котовым и другими исследователями Конаковым Н.Д. осуществлялось изучение этнолокальных групп коми на Кольском полуострове, на Нижней Оби, в Омской области. Характер культурной эволюции этих групп существенно различается и в результате серьезного анализа удалось выявить факторы, способствующие их стабильности. Итогом исследовательской работы стала монография «Этнолокальные группы коми. Формирование и современное этнокультурное состояние» (М.: «Наука»,1991), которая была написана совместно с О.В. Котовым.

  Традиционной календарной обрядности посвящена научно-популярная книга Н.Д. Конакова «От рождества до сочельника», опубликованная Коми книжным издательством в 1993 г. Достоинством этой небольшой работы является то, что в ней выявлена этнокультурная специфика календарных обрядов коми и связанных с ними представлений. При участии и под редакцией Н.Д. Конакова (который являлся зав. отделом этнографии с 1988 по 2001 гг.) были опубликованы этнографический справочник «Коми-Зыряне» (Сыктывкар, 1993) и  изданная в следующем году Коми книжным издательством книга «Традиционная культура коми» (переиздана в 2003 г. в существенно расширенном и переработанном виде под названием «Зырянский мир»), которые являются своего рода обобщением того, что было сделано в предшествующие годы.

С начала 80-х годов коми этнографы приступили к масштабному изучению современных этнических процессов. Сформировалась группа этносоциологов в составе М.Б. Рогачева, Ю.П. Шабаева и В.Н. Денисенко. Силами этой группы в 1981-1982 гг. был проведен первый общереспубликанский массовый опрос коми населения по специальным этнографическим вопросникам, по результатам которого был опубликован препринт научного доклада [11]. Позднее к этой группе присоединился О.В. Котов и уже с его участием была подготовлена программа и проведен второй опрос в 1987-1988 гг. В 80-е годы был проведен также целый ряд локальных опросов с целью выявления особенностей межнациональных контактов, этнокультурных ориентаций детей в национально-смешанных семьях, характера культурного потребления и т.д. По итогам этой работы М.Б. Рогачевым, О.В. Котовым и Ю.П. Шабаевым был подготовлен научный отчет «Современные этнические процессы в Коми АССР», который хранится в архиве Коми НЦ и значительное количество отдельных статей [12]. Программа обследования 1987-1988 гг. в отличие от предыдущего проекта предусматривала более глубокое изучение этнодемографических и этноязыковых процессов, этнического самосознания, межэтнических контактов, характера эволюции традиционной материальной и духовной культуры коми, но кроме того  предполагалось получить сравнительные данные по русскому населению республики. После завершения проекта было решено, что целесообразно провести панельный опрос в Коми-Пермяцком автономном округе и тем самым еще более расширить рамки исследования. Программу панельного опроса разработал Ю.П. Шабаев, он же возглавил работу, которая была проведена осенью 1989 г. Это были первые серьезные этнографические исследования среди коми-пермяков за многие годы (до этого коми этнографы совершили в первой половине 1960-х годов три короткие экспедиционные поездки  в округ, но занимались в основном изучением прикладного искусства коми-пермяков). По результатам опроса был опубликован препринт научного доклада [13]. Еще одним следствием проведенных исследований стало то, что была выявлена очевидная необходимость проведения систематических этнографических и этносоциологических исследований среди коми-пермяков. Возглавил эту работу Ю.П. Шабаев, который разработал программу этнографических и этносоциологических исследований и сформировал исследовательскую группу. Силами этой группы в 1992 году в Коми-Пермяцком автономном округе был проведен полномасштабный опрос населения и получены весьма ценные данные, характеризующие характер культурной эволюции коми-пермяков. В 1992 и 1994 гг. в экспедиционных работах, проводившихся в округе принял участие известный финский исследователь Сеппо Лаллукка. Несколькими годами ранее была опубликована его фундаментальная монография, посвященная современному этнодемографическому и этнокультурному развитию финно-угорских народов СССР [14]. Работа основывалась на материалах переписей населения, а также на отечественных публикациях последних лет. Поскольку коми-пермяки не являлись объектом изучения в течение нескольких десятилетий, постольку в названной выше работе информация о них отсутствовала вовсе. Собственные же полевые исследования в России для западных ученых долгое время были недоступны. Только в конце 1980-х ситуация изменилась в лучшую сторону, и это привело к резкому расширению международного научного сотрудничества, в том числе в области финно-угроведения. Конкретным выражением такого сотрудничества стало совместное изучение современной этнической ситуации у коми-пермяков, по итогам которого была опубликована целая серия совместных статей [15], а также была издана монография Сеппо Лаллукки «Коми-пермяки - народ пармы», вышедшая в Хельсинки в 1995 г. на финском языке (готовится русская версия) [16].

Труды Сеппо Лаллуки широко использованы американским исследователем Рейном Таагапером для написания своей обобщающей работы по «восточнофинским народам», в которой он рассматривает историческое, языковое, культурное развитие этих народов и характер их взаимодействия с Российским государством в прошлом и в наши дни. Но в отличие от серьезных работ финского исследователя, американец эстонского происхождения Рейн Таагепера, который известен в США как серьезный политолог, в своих оценках крайне теденциозен и не демонстрирует глубокого знания российской истории и современных этносоциальных и этнополитических процессов в регионах проживания финно-угорских народов, в том числе в Республике Коми и Коми-Пермяцком округе [17]. Результаты изучения современных этнических процессов у коми и коми-пермяков были обобщены в монографии О.В. Котова, М.Б. Рогачева, Ю.П. Шабаева «Современные коми» (Екатеринбург: «Наука», 1996).

Одним из наиболее интересных направлений исследований коми этнографов в последние два десятилетия является изучение народной медицины. Этими исследованиями успешно занималась И.В. Ильина. Наряду с изучением рациональных медицинских навыков, ею была оценена роль и образ самого врачевателя-знахаря, а также используемых им средств магического воздействия на пациента. Отдельно рассмотрена родильная обрядность и способы сохранения здоровья детей, как рациональные, так и иррациональные. Результаты многолетних исследований были обобщены И.В. Ильиной в книге «Народная медицина коми», опубликованной в Сыктывкаре в 1997 г. Книга эта является первой серьезной работой, посвященной традиционной медицинской культуре  коми и во многом она идет дальше аналогичных публикаций, описывающих народную медицинскую практику у других финно-угорских народов [18]. Тем не менее, наличие огромного и очень интересного сравнительного материала по традиционной медицинской практике соседних народов и значительного количества публикаций на эту тему требует более основательных компаративистских исследований в данной области, но названная работа и ее аналоги, к сожалению, этим достоинством не обладают. Попыткой решить названную проблему стала изданная в 2008 году в Сыктывкаре монография исследовательницы «Традиционная медицинская культура народов  Европейского Северо-Востока».

На рубеже 1980-90-х годов в коми этнографию и фольклористику пришли молодые перспективные исследователи Д.А. Несанелис, В.Э. Шарапов, П.Ф. Лимеров, О.И. Уляшов. Их научные интересы были в значительной степени связаны с семиотикой и поэтому вместе с Н.Д. Конаковым они сформировали своеобразную коми семиотическую школу, получившую известность как в России, так и за ее пределами. Д.А. Несанелис, занимаясь этносемиотическим анализом детских форм досуга показал, что многие детские игры у коми сохраняли глубокую языческую символику, отражающую былое восприятие окружающего мира. Анализу детского досуга посвящена его кандидатская диссертация и книга «Раскачаем мы ходкую качель» (Сыктывкар, 1994). Попыткой системного изучения представлений народов коми о потустороннем мире является монография П.Ф. Лимерова «Загробный мир в мифологии коми» (Сыктывкар, 1998), в которой он выясняет статус концепции загробного существования в формировании и развитии мифологических образов. О.И. Уляшовым завершено исследование цветовой символики у народов коми, чему посвящена успешно защищенная им в Институте мировой литературы в 1998 г. кандидатская диссертация [19]. На основании диссертационного исследования в Сыктывкаре в 1999 г. была издана монография «Цвет в представлениях и фольклоре коми».

Коми семиотическая школа смогла подтвердить свой авторитет в ходе реализации международного проекта «Уральская мифология», идея которого впервые была выдвинута  в 1990 году.  В ходе реализации этого проекта, в котором принимают участие ученые России, Финляндии, Венгрии, Эстонии, должна быть издана на русском и английском языках 17-томная международная энциклопедическая серия. Первый том серии «Мифология  коми» был издан московским издательством «ДИК» в 1999 году. В нем подробно описана мифологическая картина мира, характерная для традиционного мировоззрения коми, проанализировано отражение мифологического сознания в различных сферах народной жизни, подробно описаны представители мира духов, дана подборка коми-пермяцких и коми-зырянских мифологических текстов (в 2003 г. в Венгрии вышла в свет английская версия «Мифологии коми»).

Из новых этнографических тем в 1990-е годы наиболее успешно изучалась    культура    и    быт    старожильческого   русского населения нижней Печоры. Т.И. Дроновой (Бабиковой) завершено исследование семейной обрядности, результаты которого опубликованы в ряде брошюр: «Усть-Цилемская горка» (1992), «Погребально-поминальный обряд «усть-цилемов» (1998), «Мир детства в традиционной культуре «усть-цилемов» (1999).

Завершением  большой исследовательской работы стал выход в свет в 2002 г. в Сыктывкаре обобщающей монографии «Русские староверы-беспоповцы Усть-Цильмы: конфессиональные традиции и обряды жизненного цикла». Изучением современного русского населения Республики Коми в целом несколько лет весьма продуктивно занималась В.М. Пешкова. По итогом ее исследований была защищена кандидаткая диссертация «Городское русское население Республики Коми: самосознание, этнические контакты и социокультурные ориентации» (М., 1999) и опубликован цикл статей, среди которых наиболее крупной является работа, изданная в 1997 г в серии «Прикладная и неотложная этнология», издаваемой Институтом этнологии и антропологии РАН «Русские в Республике Коми» (в соавторстве с Ю.П. Шабаевым).

В коми этнографии 1990-х годов стали интенсивно развиваться не только семиотические исследования, но также весьма заметное место в научных планах заняли этнополитические изыскания. Последние в значительной мере  были связаны с реализацией международных и общероссийских проектов, таких как  российско-американский проект 1993 г. «Предвыборная ситуация в России» и общероссийский 1997 г. «Этнополитические представления молодежи. Формирование и функционирование». Общее руководство этим направлением исследований осуществляет Ю.П. Шабаев. Результаты исследований нашли отражение как в отдельных статьях, так и в трехтомной работе «Штрихи этнополитического развития республики Коми». Первый и второй  тома этого труда, изданные в 1994 и 1997 годах в Москве, в основном содержат документы, материалы и статьи, касающиеся официальной национальной политики, проблем национальной жизни и деятельности национальных движений. Третий том представляет собой монографическое исследование Ю.П. Шабаева «Этнокультурное и этнополитическое развитие народов коми в XX веке» (М.:ЦИМО, 1998), где прослеживается взаимосвязь между собственно этническим развитием и политикой, рассматривается эволюция политической доктрины коми национального движения и ее обусловленность реальной этнической ситуацией, проанализированы этнополитические воззрения населения, показан общий характер этнического развития двух народов и отмечено, что у коми-пермяков процессы этнической эрозии более глубоки, нежели у коми, хотя этническая ситуация в Коми-Пермяцком округе более благоприятна, чем в других национально-государственных образованиях финно-угорских народов России и в частности в Республике Коми. Процессы деэтнизации среди коми-пермяков явились важной составляющей в эволюции этнополитической ситуации в округе и способствовали тому, что население округа добровольно решило отказаться от идеи национальной автономии.

Кроме академической науки свой вклад в коми этнографию вносят и университетские исследователи. К числу таковых относятся В.А. Семенов И Н.М. Теребихин. Первый основное внимание уделил изучению семейной обрядности коми, чему посвящен ряд его работ, [20] а второй значительное место в своих исследованиях уделил исследованию строительной обрядности и семантики крестьянского двора коми [21].

Еще одним исследователем, который длительное время занимается коми этнографией, является санкт-петербургский этнограф А.И. Терюков, который успешно занимается изучением похоронно-поминальной обрядности [22]. В последние годы весьма продуктивно работает и сибирский исследователь Н.А Повод,  предметом изучения которой стали культурные процессы у зауральских коми. Данным вопросам посвящено ее диссертационное исследование [23] и серия публикаций.

По традиции коми этнографией занимаются и пермские исследователи. Известный пермский ученый Г.Н. Чагин в течение долгих лет осуществляет сбор полевого материала в Красновишерском районе Пермской области - среди язьвинцев. Итогом этой работы стала небольшая, но весьма интересная работа «Язьвинские пермяки», изданная в Перми в 1993 году и затем неоднократно переиздававшаяся в разных вариантах. Одной из последних работ, касающейся язьвинских коми-пермяков, являются изданные под редакцией профессора Г.Н. Чагина материалы международной конференции, посвященной проблемам сохранения культурного наследия коми-язьвинцев [24].

Говоря об этнографическом изучении народов коми, нельзя обойти  вниманием и ту колоссальную работу по сбору экспонатов, характеризующих традиционную культуру коми и коми-пермяков, которая осуществляется в течение многих десятилетий различными музеями России и ее ближайших соседей - Эстонии и Финляндии. Безусловно, центральное место среди музейных собраний по традиционной культуре народов коми занимает собрание коллекций  Российского этнографического музея (РЭМ), где хранятся многие уникальные экспонаты, фотографии и описания. Музей был создан как самостоятельный Этнографический отдел при Русском музее в 1902 году, а уже в 1906 г. он организовал первую экспедицию в Усть-Сысольский уезд Вологодской губернии под руководством С.И. Сергеля для сбора экспонатов по коми культуре [25].

В последующие годы коллекции РЭМа по традиционной культуре народов коми продолжали интенсивно пополняться, чему способствовала собирательская деятельность его сотрудников, среди которых следует особо  выделить М.А. Браун, осуществившую с 1959 по 1973 гг. 14 экспедиционных поездок в Коми АССР и Коми-Пермяцкий округ. О результатах собирательской деятельности музея в названных регионах можно судить по каталогу-указателю коллекций, составленному М.А. Браун [26].

В общем виде роль музеев в развитии этнографической науки в стране проанализирована в весьма содержательной монографии И.И. Шаньгиной и автор справедливо отмечает особую значимость для отечественной этнографии коллекций РЭМа [27]. Но, конечно, помимо центральных музейных собраний по этнографии народов коми, не менее значимы и коллекции, собранные в региональных музеях, особенно в Национальном музее Республики Коми.

17 октября 1911 г. земское собрание Усть-Сысольска выделило деньги на создание музея «Археологии и этнографии» и этот день считается днем основания Национального музея Республики Коми (НМРК). Появление музея было связано с деятельностью местного отделения Архангельского общества изучения Русского Севера. В настоящее время этнографическая коллекция НМРК насчитывает более 13 тысяч единиц хранения и является крупнейшим собранием вещественных памятников, характеризующих традиционную культуру коми-зырян. Формирование этого собрания осуществлялось на протяжении всей истории музея и оно является заслугой нескольких поколений музейных работников и энтузиастов, но особенно активно и продуктивно эта работа велась в последние несколько десятилетий. Собрание музейных коллекций  позволяет формировать полноценные экспозиции, характеризующие различные стороны культуры и быта коми и дает полное представление об особенностях материальной культуры всех этнографических групп коми.

Коми-пермяцкий окружной краеведческий музей им. П.И. Субботина-Пермяка был создан в 1921 г. Наиболее интенсивная собирательская деятельность здесь велась в 1940-е и 1950-1960-е гг. В последние десятилетия сборы носили лишь эпизодический характер и больше внимания уделялось организации археологических исследований. В музейном собрании храниться очень богатая коллекция традиционной одежды и утвари коми-пермяков и уникальная коллекция набойных досок, которую передал музею в год его основания художник, чьим именем назван музей, - П.И. Субботин-Пермяк. В последние несколько десятилетий активную работу на территории Коми-Пермяцкого автономного округа вели сотрудники Пермского областного краеведческого музея и поэтому в его фондах также собраны хорошие коллекции, характеризующие традиционную культуру коми-пермяцкого народа. Особенно богатыми, по сравнению с музеем в Кудымкаре, являются коллекции фотографий Пермского музея.

Помимо названных музеев, этнографические коллекции, характеризующие традиционную культуру коми, имеются и в некоторых других музейных собраниях. Среди них в первую очередь следует назвать Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина и Этнографический музей при Казанском университете, где храниться коллекция, собранная еще И.Н. Смирновым. Культуру и быт зауральских коми характеризуют собрания вещественных памятников сибирских музеев и прежде всего Музея археологии и этнографии Сибири Томского университета. Однако названные музеи практически не вели в последние десятилетия сбора этнографических материалов, характеризующих  народные традиции коми.

За пределами современной России самая крупная этнографическая музейная коллекция по коми собрана в Эстонском национальном музее в Тарту (основан в 1909 г.). Собирательская деятельность Эстонского национального музея среди российских финно-угорских народов была самой важной стороной его деятельности с начала 1960-х до начала 1990-х годов и хотя с несколько меньшей интенсивностью она продолжается и до сих пор. Это позволило одному из крупнейших эстонских этнологов Антсу Вийресу заявить, что музей превратился в один из главных центров финно-угорской этнографии в мире [28].

Менее крупная и не такая полная коллекция по традиционной культуре коми собрана в Финском национальном музее в Хельсинки, хотя с конца ХХ в. пополнять эту коллекцию помогали в основном эстонские коллеги финнов. Но самые полные и самые богатые коллекции собраны в России и именно они являются хорошей базой для написания работ, касающихся изучения традиционной культуры народов коми.

Таким образом, этнографическое изучение народов коми, которое имеет глубокие традиции, осуществляется весьма интенсивно, а коми этнографы  постоянно подтверждают свой высокий авторитет путем издания многочисленных и разноплановых  работ.  Сегодня для них наиболее актуальными являются несколько направлений научной работы. Одно из них связано с дальнейшим изучением этнографических групп коми. В рамках одного направления  изучается ижемское оленеводство с последующей перспективой создания монографической работы, посвященной детальному описания самой северной и весьма специфичной этнографической группы коми – коми-ижемцев.  В рамках другого делаются попытки детального этнографического описания групп коми, проживающих на Верхней Вычегде и в Прилузье. Весьма перспективным направлением исследований является этнография города. Здесь Республика Коми представляет несомненный интерес для исследователей, поскольку в XIX – начале ХХ вв. Усть-Сысольск был единственным городом на европейском севере России, где полностью доминировало нерусское население, а почти все современные города республики выросли из лагерных поселков ГУЛАГа, что, безусловно, сказалось на ментальности их населения и формировании городских традиций. Пока издано только две работы, которые в основном посвящены описанию традиций городской жизни в Коми.  Первая - это небольшая книга «Усть-Сысольск. Страницы истории» [29]. На базе этой работы М.Б. Рогачевым подготовлена и издана в 2003 г. вторая, более основательная работа, которая  носит  название «Столица Зырянского края» (переиздана  с сокращениями в 2010). Автор предполагает продолжить работу в этом направлении, уделив основное вниманию формированию городского населения и традиций городской жизни в республике в ХХ столетии. К этой работе также подключаются и молодые исследователи.

В рамках изучения народной культуры коми ведется работа по изучению традиционной одежды и пищи и предполагается издание работ, характеризующих эти сферы материальной культуры.

Безусловно, в едином «историческом поле» страны изучение культуры отдельного народа или народов не может рассматриваться без учета традиций и опыта исторических исследований, которые имели место в соседних регионах, ибо только таким путем можно  оценить общее состояние изученности интересующей нас темы. В данном случае несомненную важность для исследователей представляют историографические и источниковедческие работы архангельских и казанских исследователей [30]. Вся совокупность перечисленных выше исследований и собраний музейных коллекций дает широкие возможности для дальнейшего изучения культуры и быта народов коми и в совокупности представляет собой одно из ценнейших собраний научной мысли.

 

 

1. Жеребцов Л.Н. Этнографические исследования на европейском северо-востоке СССР (Серия препринтов «Научные доклады Коми филиала АН СССР». Вып.18). Сыктывкар, 1975. С.15.

2. Коньшин А., Митюшова Н. Объединенная Республика Коми // Коми-Пермяцкий автономный округ: проблемы социально-экономического и национального развития (очерки, статьи, материалы). М., 2000.

3. Дукарт Н.И. Праздники и обряды весенне-летнего периода в северной деревне // Вопросы истории коми XVII - начала ХX вв. (Труды ИЯЛИ Коми филиала АН СССР. Вып.16). Сыктывкар, 1975; Она же. Святочная обрядность коми конца XIX - начала ХХ вв. // Традиционная культура и быт народа коми (Труды ИЯЛИ Коми филиала АН СССР. Вып.20). Сыктывкар, 1978. и др.

4. Романова Г.Н. Развитие домашних производств сысольских коми в конце XIX - начале ХХ вв. // Вопросы истории Коми АССР (Труды ИЯЛИ Коми филиала АН СССР. Вып.16). Сыктывкар, 1975; Она же. Берестяные изделия коми // Этнография и фольклор коми (Труды ИЯЛИ Коми филиала АН СССР. Вып. 17). Сыктывкар, 1976; Она же. Мебельное производство коми в конце XIX – начале ХХ вв. // Ежегодник этнографического музея ЭССР. Таллин, 1983. Вып.XXIII;  и др.

5. Белорукова Г.П. Современные этнокультурные процессы в лесных рабочих поселках Коми АССР (Серия препринтов «Научные доклады Коми филиала АН СССР». Вып. 8). Сыктывкар, 1973. и др.

6. Лыткин В.И. Коми-язьвинский диалект. М., 1961.

7. Плесовский Ф.В. Космогонические мифы коми и удмуртов // Национальное и интернациональное в коми литературе и фольклоре (Труды ИЯЛИ Коми филиала АН СССР. Вып.26). Сыктывкар, 1982.

8. Чисталев П.И. Традиционные и современные формы бытования коми народных музыкальных инструментов // Традиционная культура и быт народа коми (Труды ИЯЛИ Коми филиала АН СССР. Вып.20). Сыктывкар, 1978; Он же. Коми-удмуртские музыкально-этнографические параллели // Межнациональные связи коми фольклора и литературы (Труды ИЯЛИ Коми филиала АН СССР. Вып.21). Сыктывкар, 1979; Он же. Музыкальные инструменты пермских народов. Сыктывкар, 1980 и др.

9. Конаков Н.Д. Календарная символика уральского язычества (Серия препринтов «Научные доклады Коми научного центра Уральского отделения АН СССР». Вып. 243). Сыктывкар, 1990.

10. Конаков Н.Д. Традиционное мировоззрение народов коми: окружающий мир. Пространство и время. Сыктывкар, 1996. С.5.

11. Рогачев М.Б., Шабаев Ю.П., Денисенко В.Н. Этнокультурные процессы у современного коми сельского населения (Серия препринтов «Научные доклады Коми филиала АН СССР». Вып. 80). Сыктывкар, 1982.

12. Котов О.В., Шабаев Ю.П. Современные этнические процессы у коми // Из истории национально-государственного строительства, национальных отношений и социально-экономического развития Коми АССР (Труды ИЯЛИ Коми научного центра Уральского отделения АН СССР. Вып.44). Сыктывкар, 1989; Рогачев М.Б., Шабаев Ю.П. Семья у народов Европейского Севера. Коми // Семейный быт народов СССР. М., 1990; Котов О.В., Рогачев М.Б., Шабаев Ю.П. Состав современной коми семьи // Семья и социальная организация финно-угорских народов (Труды ИЯЛИ Коми научного центра Уральского отделения АН СССР. Вып.49). Сыктывкар, 1991 и др.

13. Котов О.В., Шабаев Ю.П. Этнокультурная ситуация у коми-пермяков (Серия препринтов «Научные доклады Коми научного центра Уральского отделения АН СССР». Вып. 253). Сыктывкар, 1990.

14. Lallukka Seppo. The East Finnic Minorities in the Soviet Union. An Appraisal of the Erosive Trends. - Helsinki, 1990;  Он же. Восточнофинские народы России. Анализ этнодемографических процессов. СПб., 1997.

15. Shabaev J., Lallukka S. and Derjabin V. Between assimilation and accomodation: problems of komi-permiak identity // Studia Slavica Finlandensia. T. XI. Helsinki, 1994, S.112-121;  Шабаев Ю., Лаллукка С. Проблема национально-культурного развития коми-пермяков //  Традиционная народная культура населения Урала. Материалы международной конференции. Пермь, 1997, С.100-102; Shabaev J., Lallukka S., Derjabin V. The contemporary Komi-Permiaks: population and ethnocultural situation background//Коми-пермяки и финно-угорский мир. Материалы I-й международной научно-практической конференции. Кудымкар, 1997.

16. Lallukka Seppo. Komipermjakit - peramaan kansa. Syrjaytyminen, sulautuminen ja postkommunistinen murros. Helsinki,1995.

17. Rein Taagepera. The Finnо-Ugric Republics and the Russian State. New York: Routledge,1999.

18. Никитина Л.И. Тайны мордовского целительства. Саранск, 1995; Четкарева Р.П. Природа, здоровье и табу народа мари. Йошкар-Ола, 1999; Мальцев Г.И. Народно-медицинские знания коми-пермяков: средства растительного происхождения. Кудымкар, 2001.

19. Уляшов О.И. Иерархия цветовой символики в обрядовой поэзии и устной прозе коми-зырян. Автореф.  дис. канд. филолог. наук. М., 1998

20. Семенов В.А. Традиционная духовная культура коми-зырян: ритуал и символ. Сыктывкар, 1991; Он же. Традиционная семейная обрядность народов Европейского Севера. СПб., 1992; Он же. Традиционная семейная обрядность коми-зырян во второй половине XIX- первой половине XX вв. (Пространство и время). Автореф. дисс. докт. ист. наук. СПб., 1996.

21. Теребихин Н.М. Строительная обрядность пермских финно-угров. Автореф. дис. канд. ист. наук. Л.,1981 и др.

22. Терюков А.И. Погребальный обряд печорских коми //  Полевые исследования Института этнографии. М.,1979; Он же. Представления коми-зырян о душе // Этнокультурные процессы в современных и традиционных обществах. М., 1979; Он же. Погребальный обряд вымских и вишерских коми // Традиции и новации в народной культуре коми (Труды ИЯЛИ Коми филиала АН СССР. Вып. 28).Сыктывкар, 1983 и др.

23. Повод Н.А. Социокультурная адаптация коми северного Зауралья (XIX - первая половина ХХ вв.). Автореф. дис. канд. ист. наук. Екатеринбург, 2004.

24. Коми-язьвинцы и историко-культурное наследие Прикамья. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию общественного движения коми-язьвинцев по возрождению и сохранению родного языка и культуры. Пермь, 2002.

25. Сергель С.И. В зырянском крае. М.,Л., 1928.

26. Браун М.А. Каталог-указатель коллекций музея (краткое описание коллекций отдела Поволжья и Приуралья ГМЭ народов СССР (коми-зыряне и коми-пермяки) // Музей и современность / Составители М.А. Браун, Т.А. Крюкова,С.А. Авижанская. М., 1975.

27. Шаньгина И.И. Русский фонд этнографических музеев Москвы и Санкт-Петербурга. История и проблемы комплектования. 1867-1930 гг. СПб., 1994.

28. Viires Ants. Etnograafia arengust Eesti NSV (1940-1990) // Muunduv rahvakultuur. Etnograafilisi uurimusi. Tallinn, 1993. «Республика», 18 июля 2003 г.

29. Рогачев М.Б., Цой А.И. Усть-Сысольск: страницы истории. Сыктывкар, 1989.

30. Куратов А.А. Источниковедение истории и культуры Архангельского Севера: Учебное пособие к спецкурсу. Архангельск, 1992; Он же. История и историки Архангельского Севера. Архангельск, 1999; Бусыгин А.Н., Зорин В.А. Этнографические исследования в Казанском университете. Казань, 2000.

 

 

© Н.Д. Конаков, Ю.П. Шабаев

 

 

 

Уважаемые коллеги!

Приглашаю Вас стать авторами научного журнала
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

Для этого перейдите по этой ссылке или войдите в раздел Разное - Приглашаем авторов

Также прошу присылать для публикации на сайте нашего журнала информацию о предстоящих научных конференциях, симпозиумах и других форумах, которые будут проходить у Вас

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Журнал создан в сотрудничестве с Министерством регионального развития Российской Федерации

 

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Назад

При перепечатке оригинальных материалов обязательна ссылка на
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

О нас | Карта сайта | Обратная связь | © 2008-2021 Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Rambler's Top100