Вопросы истории и культуры
северных стран и территорий
-------------------------------------
Historical and cultural problems
of northern countries and regions
Персоналии
Конаков Николай Дмитриевич
04.12.1946 – 10.08.2010
(Некролог)
В ночь с 9 на 10 августа ушел из жизни известный этнограф Николай Дмитриевич Конаков. С 1988 по 2001 год он возглавлял отдел этнографии в Институте языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук. Ушел он тихо, как и жил в последние несколько лет, отойдя от дел из-за болезни.
Между тем, в кругах отечественных и зарубежных исследователей имя Николая Конакова хорошо известно, как имя одного из самых выдающихся ученых-гуманитариев, которые когда-либо работали в Коми. Еще в 1990-е гг. он был избран действительным членом Нью-Йоркской академии наук, а его труды получили признание коллег, и активно цитируются многими учеными по сей день.
Одной из первых крупных работ ученого была монография «Коми охотники и рыболовы», которая была издана в 1983 году в издательстве «Наука». Книга эта насыщена богатым полевым материалом автора и представляет широкую картину хозяйственного быта промысловиков, основательно анализирует мировоззрение и представления, связанные с промысловой деятельностью, описывает систему этических норм, свойственных коми охотникам и рыболовам. Не случайно ее не только активно цитируют отечественные и зарубежные исследователи, но и беззастенчиво заимствуют из нее идеи и заключения. Давно настала пора переиздать названное сочинение, ибо оно крайне востребовано не только специалистами, но необходимо для публичных библиотек, краеведов и просто любителей народной культуры, но переиздавать научные сочинения крайне сложно.
Другой крупной работой стала изданная в том же издательстве восемью годами позже монография «Этноареальные группы коми», в которой описываются группы коми на Кольском полуострове, на Нижней Оби, в Омской области.
Николай Дмитриевич не был узким специалистом, а прекрасно разбирался в отечественной истории, археологии, лингвистике и поэтому не случайно, что именно ему принадлежит заслуга в расшифровке древнекоми промыслового календаря, изображение которого ныне используется повсеместно и являются своеобразным символом республики. Этот календарь был найден коми археологами и много лет насечки и изображения на нем оставались загадкой для исследователей. Н.Д. Конаков не только расшифровал календарь, но пошел дальше: на основе сделанных им первоначальных выводов о календарной символике у коми он написал серию работ о календарной символике уральского язычества, т.е. дал развернутое объяснение того, как вписывалась календарная символика в систему представлений древнего населения Предуралья и Прикамья.
Работа по изучению уральского язычества логически привела к появлению новой идеи – проанализировать мифологию коми. И не просто мифологию коми как таковую, а коми мифологию в контексте мифологий других уральских народов. В 1990 г. венгерский профессор М. Хоппал, финский профессор Ю. Пентикайнен и Н. Конаков совместно выдвинули идею международного проекта «Уральские мифологии». Многие хорошие идеи так и не удается реализовать, а в трудные 1990-е годы с реализацией идей обществоведов было еще сложней, но международная кооперация помогла претворить в жизнь этот сложный проект. В 1999 году первый том из многотомной энциклопедической серии был издан. Это был том «Мифология коми». В 2003 г. в Венгрии была издана англоязычная версия этого труда. «Мифология коми» была чрезвычайно высоко оценена отечественными и зарубежными специалистами и стала неким образцом для написания последующих томов серии, многие из которых еще не увидели свет.
В последующие годы он активно развивал идеи, которые были рождены при анализе мифологии коми. В процессе этой работы были проанализированы структура и содержание архаичных космогонических мифов и ее итогом явилась монография «Традиционное мировоззрение народов коми. Окружающий мир, Пространство и время», изданная в Сыктывкаре в 1996 г. В своей исследовательской работе Н.Д. Конаков широко применял методы реконструкции древних мифологических представлений коми. В основу же последней работы положен анализ обширного фольклорного наследия народов коми и при этом использована апробированная во многих работах филологов и этнографов методика поиска «основного текста». Обосновывая использование данного метода автор писал: «Необходимо отметить, что все имеющиеся фольклорные записи народов коми представляют собой фактический материал о рудиментах языческих представлений древних коми в мировоззрении их далеких потомков. Реконструкция «основного текста» языческого мировоззрения невозможна без поэтапной реконструкции на основании сохранившихся архаизмов, косвенных свидетельств, широких аналоговых поисков с использованием различных (фольклорных, лингвистических, этнографических, археологических) источников основных его структурообразующих единиц. Настоящая работа представляет собой лишь во многом сознательно обуженную попытку прочтения некоторых «текстов», подразумевая ее как один из предварительных шагов на пути реконструкции язычества древних коми, а в перспективе – уральского язычества как одного из феноменов мировой культуры».
Надо сказать, что Николай Дмитриевич был одним из самых вдумчивых и внимательных «читателей» фольклорных текстов и прекрасным интерпретатором, что становится совершенно очевидным как только начинаешь читать его работы.
После завершения исследований по мифологии коми основное внимание Н.Д. Конакова было сосредоточено на изучении традиционного природопользования, и целый ряд его публикаций затрагивал различные аспекты данной темы. До конца решить названную научную проблему он уже не успел - начались сложности со здоровьем, которые в конце-концов заставили его покинуть пост заведующего отделом, а затем вообще прекратить исследовательскую работу.
Очень много сделано Н. Конаковым и для популяризации этнографических знаний. Под его редакцией были созданы давно ставшие библиографической редкостью популярный справочник «Коми», книги «Традиционная культура коми», «От святок до сочельника», «Зырянский мир». Публиковался Н.Д. Конаков и в республиканской прессе. Но он не был публичным ученым и не стремился афишировать ни свой вклад в науку, ни свой вклад в пропаганду научных знаний, коми культуры, истории края. А значение имени Н. Конакова для местного сообщества, пожалуй, не менее велико, чем значение имен известных этнографов В. Налимова, Л. Лашука, Л. Жеребцова.
Николай Дмитриевич Конаков не был «своим» или, как это принято говорить, представителем «коренного населения» (хотя в России все мы – коренные). Родился он 4 декабря 1946 г. в Дрездене (Германия) в семье офицера советской армии, танкиста. Отец был мордвином, но себя Николай называл русским, а более, видимо, просто считал россиянином, ибо очень не любил «национальные считалочки». Сначала учился в Уфимском горном институте, а затем поступил на исторический факультет Ленинградского университета, где и нашел свое призвание. Учителем Конакова был известный советский этнограф Рудольф Итс, которого Николай всегда вспоминал с теплотой. Эстонца Итса и русифицированного мордвина Конакова связывало много общего. Они оба были замечательными учеными, оба были с одной стороны патриотами своего Отечества, а с другой - их можно считать космополитами, ибо наука интернациональна и трансгранична и ученый не может не воспринимать себя как «человека мира».
В республике в полной мере заслуги Н.Д. Конакова оценены не были, он не имел громких званий и наград (в отличие от многих других менее именитых ученых). Но признание в научном мире Николай Конаков получил и его уход из жизни отечественные и зарубежные этнологи восприняли как серьезную потерю.
© Ю.П. Шабаев, М.Б. Рогачев
Уважаемые коллеги!
Приглашаю Вас стать авторами научного журнала
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»
Для этого перейдите по этой ссылке или войдите в раздел Разное - Приглашаем авторов
Также прошу присылать для публикации на сайте нашего журнала информацию о предстоящих научных конференциях, симпозиумах и других форумах, которые будут проходить у Вас
Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь
Журнал создан в сотрудничестве с Министерством регионального развития Российской Федерации
Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь
Назад
При перепечатке оригинальных материалов обязательна ссылка на
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»