Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Historical and cultural problems of northern countries and regions

Русский / English

Вопросы истории и культуры северных стран и территорий № 3 (19), 2012 г.

Вопросы истории и культуры

северных стран и территорий

-------------------------------------

Historical and cultural problems

of northern countries and regions

 

Научные статьи

 

 

А.С. Шамрук

(Минск, Белоруссия)

 

Послевоенное восстановление Минска

 

 

С исторической дистанции опыт послевоенного восстановления почти до основания разрушенных городов Беларуси поражает воображение масштабами осуществленных за короткий срок работ. В этой крупномасштабной акции, реализованной во многом благодаря энтузиазму победившего в войне народа, отразились особенности и противоречия эпохи, материальным воплощением которой явились торжественные монументальные ансамбли центров городов, которые сегодня признаны во всем мире уникальным культурным феноменом, получившим название сталинской архитектуры, или советской неоклассики. Смешение идеологических установок и художественных критериев, классических приемов и советской атрибутики, стремление воплотить в архитектуре триумфальные настроения победы и недооценка культурной ценности исторического наследия предопределили архитектурно-градостроительные особенности архитектуры, транслирующей современному поколению атмосферу уникального в истории нашего народа периода. Вследствие того, что города Беларуси в годы войны были сильно разрушены, ансамбли, сформированные в послевоенное десятилетие, определили облик современных центров белорусских городов, занявших сегодня свое достойное место в архитектурном наследии ХХ века.

В истории ХХ столетия послевоенное десятилетие осталось увековеченным репрезентативными градостроительными ансамблями, значение которых значительно превышает задачи только лишь восстановления разрушенной в годы войны застройки. Возведенные вдоль центральных улиц, торжественные здания-дворцы были предназначены не столько для удовлетворения жилищных потребностей, сколько для создания монументальных памятников победы, реальной модели будущей счастливой жизни. В концепции города-ансамбля или города-памятника, доминирующего в градостроительстве послевоенного десятилетия и репрезентирующего тему победы, идея триумфального художественного образа преобладает над реальными функциональными задачами организации городского организма. В проектах этого периода запечатлен конфликт универсальной логики упорядоченности и своеобразия планировочных традиций и природных условий каждого города. Градообразующие приемы ориентированы на организацию главных осей города, набережных, создание доминант городской структуры – Дома советов, как идеологического центра города, вокзала как его символических ворот, монумента Победы – обязательного атрибута послевоенных ансамблей любого города. Ансамблевые тенденции реализуются в эти годы в осевых композициях, завершенности и замкнутости пространственных образований, укрупненном масштабе сооружений, использовании мотива триумфальных ворот; фиксировании композиционных центров и перспектив высотными ориентирами – башенными объемами, шпилями, монументами. Градостроительная деятельность ориентируется на стилевую целостность, единовременность и завершенность замысла, развитие сложившийся планировочной структуры и в то же время допускает снос и кардинальное реформирование исторической застройки. На протяжении периода в архитектуре развивается тенденция от формирования идей города-ансамбля в 1942–1946 годов, связанных с задачей восстановления разрушенных городов, к повышению роли строительно-технологических аспектов архитектурной деятельности к середине 1950-х годов.

Подготовка к восстановительным работам в республике началась задолго до окончания войны. Еще в начале 1942 г. при СНК БССР была создана архитектурно-строительная группа. В декабре 1942 г. в московском Доме архитекторов состоялось расширенное заседание Союза архитекторов Беларуси и секретариата Всесоюзного правления Союза архитекторов СССР, на котором, в частности, обсуждались вопросы подготовки проектной документации для восстановления населенных мест республики. Свои предложения по восстановлению были сделаны архитекторами И. Лангбардом, А.П. Воиновым, Г. Заборским. Эскизы, продемонстрированные на этом заседании,  экспонировались в 1944 году в Третьяковской галерее. Через месяц после освобождения Минска по приглашению правительства в город приехала комиссия, в которую входили архитекторы А. Щусев, Н. Колли, А. Мордвинов, В. Семенов, Б. Рубаненко, И. Лангбард, Н. Трахтенберг. Комиссией был разработан «Эскиз планировки Минска», на протяжении двух лет игравший роль главного документа, в соответствии с которым осуществлялись восстановительные работы в столице.

В конце 1944 г. в институте Белгоспроект началась разработка генерального плана Минска, который был утвержден в середине 1946 г. (арх. Н. Трахтенберг, М. Андросов, консультанты В. Семенов, Н. Поляков). В соответствии с новым генпланом в Минске планировалось создание нового центрального ансамбля города, который стал одним из самых композиционно и стилистически целостных и художественно значимых в советской архитектуре послевоенного десятилетия. Реализация генплана началась со строительства ряда крупных промышленных объектов в северо-восточном и северо-западном районах города, в непосредственной близости от которых возводились кварталы жилых домов. Одновременно началась застройка нового центра, композиционной осью которого был намечен проспект Независимости (ранее ул. Советская, проспект Сталина, Ленинский, Ф. Скорины) с системой нанизанных на нее площадей – Независимости (Ленина), Октябрьской (Центральной), Победы (Круглой), Якуба Коласа и зеленым массивом вдоль поймы реки Свислочь.

 В 1943 г. было организовано Управление по делам архитектуры при СНК БССР, руководителем которого стал А.П. Воинов. Это Управление явилось инициатором подготовительных мероприятий по развертыванию послевоенных восстановительных работ. Руководство восстановительными работами осуществляли отделы по делам архитектуры, созданные при облисполкомах. В это же время возобновили работу проектные организации республики – Белгоспроект, Белпромпроект, Белсельстрой. В 1945–1947 гг. в Беларуси были созданы крупные строительные организации – Министерство жилищно-гражданского строительства, Главное управление промышленного строительства, Главное управление по восстановлению города Минска. Вследствие отсутствия собственной архитектурной школы в Беларуси в проектировании многих послевоенных объектов Минска принимали участие архитекторы из Москвы и Ленинграда: М. Парусников, Г. Баданов, Л. Баталов, М. Барщ, Р. Гегарт, Н. Колли, Б. Рубаненко, консультантами при составлении проектов планировки были А. Щусев, В. Семенов, Н. Поляков, И. Соболев. В 1952 году в Белорусском политехническом институте было открыто архитектурное отделение.

В ноябре 1944 года было принято решение о проведении закрытого Всесоюзного конкурса на составление эскизного проекта застройки центра Минска. В конкурсе было представлено 11 проектов ведущих советских архитекторов – Н. Колли, И. Соболева, М. Парусникова, В. Андреева, Д. Жигарева, Ю. Егорова, В. Маргулиса и других. Ни один из проектов, представленных на конкурсе, не был принят к реализации. Характерной чертой всех проектов было доминирование масштабных триумфальных ансамблей, в сильной степени разрушающих сложившийся исторический ансамбль городского центра, с завышением размеров площадей. Второй Всесоюзный конкурс, проведенный в 1947 г. (приняли участие М. Парусников, И. Фомин, Е. Левинсон, И. Лангбард, М. Осмоловский, В. Король), также не выявил победителя. Идеи, предложенные на этих двух конкурсах, были использованы в дальнейшем поэтапном проектировании ансамбля городского центра.

Официально считается, что к 1945 году 80% жилого и общественного фонда Минска было разрушено – полностью или частично. Город требовал полномасштабной реконструкции и восстановления. Сильно пострадала застройка административно-делового центра, сложившегося в XIX – первой половине XX в. Несколько лучше сохранился исторический центр Минска, застройка которого сформировалась в XVI–XVIII вв. – районы Немиги, Замчища и частично площади Свободы. Особенностью стратегии восстановления города, связанной с художественно-стилевой направленностью архитектуры послевоенного десятилетия, была ориентация на создание торжественных монументальных ансамблей, допускающая снос зданий, препятствующих стилевой целостности ансамблей. В результате – многие архитектурные памятники и целые участки застройки, которые могли быть реконструированы, оказались окончательно разрушенными в процессе восстановительных работ. Действия по уничтожению историко-культурного наследия, оцениваемые с современной точки зрения как кощунственные, в те годы  воспринимались людьми с оптимизмом, как необходимые для строительства новых дворцов и светлого будущего. Показательны слова известного архитектора И. Володько, высказанные в 1944 году, в которых он выражает свое отношение к наследию: «Понятно, считать каждое старое здание достоянием древней белорусской архитектуры только потому, что простояло оно несколько сот лет, было бы безрассудно» [1]. «Речь шла не о простой реставрации, не о простом воссоздании прежнего города. Речь шла об исправлении планировки, хаотически и беспланово складывавшейся на протяжении многих столетий. Речь шла о создании нового города» [2]. В начале 1950-х годов сносятся такие памятники зодчества, как костел св. Томаша Аквинского, Доминиканский костел, башня-колокольня, здание коллегиума, торговые ряды на площади Свободы, застройка по ул. Торговой и многие другие. Для послевоенных лет характерной была недооценка достижений советского конструктивизма, вследствие чего многие дома в стиле конструктивизма не восстанавливались, многие были восстановлены с изменением стилистики – они получили классический декор фасадов. С изменением стилистики фасадов были перестроены Белорусский университет (авт. Рек. Арх. С. Ботковский, Г. Заборский), политехнический институт (арх. Л. Рыминский, Л. Усова), русский драматический театр (арх. М. Бакланов), коммунбанк (арх. В. Вараксин), кинотеатр «Победа» (арх. И. Лангбард) и др.

В составе Управления по делам архитектуры при Совнаркоме БССР сразу после войны был создан Отдел охраны памятников, проводивший достаточно активную работу по их охране и ремонту. В 1949 году отделом был объявлен открытый конкурс «На составление эскизного проекта реставрации и реконструкции Минской городской башни на площади Свободы». Условиями конкурса предусматривалось, что «башня… середины XVIII века… а) восстанавливается примерно в том виде, в каком она была на день 22 июля 1941 года; б) имея в виду, что башня будет просматриваться со стороны Советской и Ленинской улиц, в проекте должно быть дано выразительное архитектурное решение верхней части башни в соответствии с ее стилевыми особенностями. Примечание: примыкающее к башне здание (б. иезуитский коллегиум) вследствие своего разрушенного состояния, возможно, будет заменено другим, вновь возведенным, в 3 этажа». Предлагалось также «…сохранить первые 3 яруса башни, с оставлением существующих приходов, что же касается 4-го яруса с часами, надстроенного позже, его целесообразнее снять и надстройку возводить на 3-м ярусе» [3]. Однако конкурс так и не состоялся, а сама башня вскоре была просто снесена. Одним из печальных примеров отношения минских «чиновников от архитектуры» к проблеме реставрации может служить предложение Белгоспроекта: «исходя из рационалистических принципов реставрации ... возвести аналогичную башню на новых фундаментах из полноценных материалов» [4], что говорит о недооценке архитекторами того времени значения аутентичных построек. Реставрационные мастерские в Минске были созданы только на рубеже 1960–1970-х годов. Отсутствие в течение 20 лет единого центра по координации исследовательских, охранных и реставрационных работ в сфере культурного наследия нанесло непоправимый вред памятникам, сохранившимся после Великой Отечественной войны, что относится и к историческому центру Минска.

Архитектор В. Король вспоминал в конце 1950-х гг.: «В первые годы восстановления и строительства города, когда кварталы состояли только из коробок разрушенных зданий и груд мусора, застройка велась главным образом по периметру кварталов для того, чтобы быстрее вернуть Минску хотя бы внешний облик жилого города» [5]. Восстановительные работы в освобожденном Минске выполнялись с большим энтузиазмом. Каждый стремился внести свою долю труда в восстановление города. Люди трудились на расчистке разрушенных зданий. Отбирался целый кирпич, который в дальнейшем использовался в строительстве, металл, бутовый камень, щебень. Из битого кирпича изготавливался раствор, который также применялся в строительстве. Первый массовый выход людей на работы по расчистке территории города состоялся 3 октября 1944 г. Восстановительные работы были в основном завершены к 1949 году. С этого времени в городе активно начинается новое строительство.

Перед архитекторами была поставлена задача формирования крупного представительного центра столицы республики на месте разрушенных кварталов центральной части. В создании репрезентативного облика общественного центра столицы были использованы приемы классики, признанной в эти годы в качестве официального направления в архитектуре. Ансамблевость как основной принцип градостроительного проектирования этого времени как нельзя лучше отвечала задачам восстановления сильно разрушенных городов. Руководством были даны проектировщикам следующие рекомендации: «Город Минск должен быть восстановлен как современный столичный центр союзной республики. Для этого, прежде всего, должен быть создан ярко выраженный общественно-административный центр. …Для этой цели должны быть использованы разрушенные кварталы центральной части города, что позволит провести необходимую реконструкцию главных улиц, обеспечить их расширение и должное архитектурное решение» [6]. Под «должным архитектурным решением» понималось соответствие конкретному образу классического ансамбля.

Застройка центральной части современного проспекта Независимости в Минске является одним из ярких примеров в советской архитектуре стилистически и композиционно целостного ансамбля. В основе композиции проспекта – идея классического ансамбля главной улицы города с системой нанизанных на нее площадей, архитектурное решение которого основано на единой стилистике, едином пространственном ритме, масштабе и модуле сооружений.  Идея проспекта как стилистически целостного ансамбля, автором которой является М. Парусников, органично включает в себя использование особенностей ландшафта и композиционно-пластического разнообразия архитектурного решения зданий, пространственных перспектив и точек зрения. Особая выразительность ансамбля проспекта Независимости достигнута благодаря его пересечению с зеленым диаметром города. Обустройство набережных реки Свислочь внесло в решение торжественного архитектурного ансамбля элемент живописности, создало возможность панорамного восприятия участков застройки и отдельных зданий. Выразительность незастроенному участку проспекта в месте его пересечения с рекой придает построенный в 1950–1952 годах 3-х пролетный мост (арх. М. Парусников, Г. Баданов). Тротуары в этой части проспекта решены в виде аллей с 2-рядной посадкой лип.

Живописность и камерность архитектурному ансамблю центра Минска придают существующие и заново созданные участки зелени: парки им. Горького и Челюскинцев, бульвары по ул. Ленина и Комсомольской (арх. Н. Добужинская, Л. Мацкевич), сквер около театра оперы и балета (по рисунку И. Лангбарда), парк 30-летия БССР (сейчас сквер им. Я. Купалы, арх. И. Руденко), спортивный комплекс “Динамо” с парковой зоной (арх. Н. Колли, Б. Вольфзон, Н. Шмидт, М. Парусников и другие). Роль композиционно-пространственных и тематических акцентов проспекта выполняют площади – Независимости (бывшая Ленина), Октябрьская (Центральная), Победы (Круглая), а также разнообразно решенные пересечения с улицами – угловые надстройки, башни, произведения монументального искусства – памятники Сталину на Центральной площади (был установлен в 1952 г., снесен в 1963 г.), Я. Купале в сквере перед зданием ЦК КПБ, Ф. Дзержинскому на бульваре по ул. Комсомольской, С. Грицевцу в сквере по ул. Я. Купалы. Композиционной и образной доминантой центрального ансамбля Минска стал монумент Победы, сооруженный в 1954 г. (арх. Г. Заборский, В. Король, ск. З. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов).

Крупнейшими стройками послевоенного десятилетия в Минске стали поселки автомобильного (арх. Г. Парсаданов) и тракторного (арх. Б. Розенфельд) заводов, решенные как представительные архитектурные ансамбли, сочетавшие монументальную застройку вдоль центральных улиц с кварталами малоэтажных домов. В поселках создавалась сеть культурно-бытового обслуживания, благоустройство, озеленение.

Многоэтажная монументальная застройка возводилась по периметру центральных кварталов города. Главные фасады богато оформлялись ордерной и декоративной пластикой. Особое значение уделялось оформлению входов и въездов (на улицу, площадь, во двор, в здание) как монументальных торжественных ворот. Для этого использовались композиции симметрично поставленных одинаковых зданий, обрамлявших въезд, пластически богатые порталы, пропилеи, портики, монументальные арки. Роль символических ворот Минска выполнял ансамбль Привокзальной площади, созданный в 1947–1952 гг. (арх. Б. Рубаненко и другие). В виде отдельно стоящих арок решены входы в комплекс стадиона «Динамо» (арх. М. Барщ), в парк им. Горького (арх. Г. Заборский).

Основным видом государственного строительства, обеспечивающего восполнение разрушенного жилого фонда, было возведение на основе типовых проектов союзных серий 2- и 3-этажных жилых домов на 8–24 квартиры. В генеральных планах крупных городов предусматривалось, используя такие дома, создать 40–50 % жилого фонда. Одним из первых примеров стала застройка двух кварталов по улице Коммунистической в Минске (1945–1947 гг., арх. М. Ручко, М. Осмоловский, консультант И. Соболев). Значительную долю нового жилого фонда составляла усадебная деревянная застройка, которая возводилась преимущественно в периферийных районах города, а также жилье барачного типа из сборных деревянных щитов заводского изготовления. Дома барачного типа с общими кухнями, рассчитанные на 10–12 лет, использовались в качестве временной меры для быстрого решения острой жилищной проблемы.

Быстрые темпы нового строительства стали возможны благодаря использованию типовых серий, входящих во всесоюзные каталоги (1947, 1951 гг.). В сериях типовых проектов было предусмотрено использование в оформлении фасадов пластических элементов из арсенала классического наследия. С начала 1950-х годов разработка серий типовых проектов осуществляется также в проектных институтах республики. В 1951 году в Беларуси впервые была разработана серия типовых проектов малоэтажных домов (арх. И. Елисеев). Жилые дома в 4 этажа и выше возводились вдоль центральных улиц города с применением типовых секций серий № 7 и 11. Секция № 7 (арх. С. Кавыков) была применена в решении ансамбля проспекта Независимости и Привокзальной площади. Фасады зданий имели индивидуальное решение.

В разрушенном городе уже с 1944 года начинают работать промышленные предприятия: кожгалантерейная фабрика им. Куйбышева, ремонтный завод, щетинно-щеточная фабрика им. Крупской, пивзавод, радиозавод, 1-я городская электростанция. Начинают восстанавливаться станкостроительные заводы им. Кирова и Ворошилова, теплоэлектроцентраль, кирпичный завод, кондитерская фабрика «Коммунарка», авторемонтный завод. В 1945–1946 гг. начинают работать бисквитная и обойная фабрики, 1-й и 2-й хлебозаводы, мебельная фабрика, завод керамической плитки, создан инструментальный завод. Сразу после освобождения города начинается строительство крупнейшего предприятия – Минского автозавода. В 1945 г. создается Минский велозавод. В 1946 г. начинаются работы по созданию Минского тракторного завода.

После десятилетий в целом негативного отношения к результатам послевоеного строительства, оцениваемым как «излишества», «украшательство», архитектура советской неоклассики, и в частности, ансамбль центральной части Минска получил неожиданно высокую в мировом масштабе оценку как самобытный культурный феномен. Профессионализм крупных мастеров архитектуры, энтузиазм строителей и всех людей, участвовавших в восстановительных и строительных работах, создали монументальный памятник эпохе, который в середине ХХ века был для людей символом счастливого будущего, а в начале ХХI века сохранил свое значение актуальной, комфортной и художественно выразительной архитектурно-пространственной среды.  

 

 

 

1. Кірычэнка, В.І. Мінск. Гісторыя пасляваеннага аднаўлення. 1944–1959 / В.І. Кірычэнка. – Мінск: Беларусь, 2004. С. 18.

2. Советская Белоруссия, 26 декабря 1948 г.

3. Боровой, Р. Послевоенная реконструкция и восстановление Минска (История написанная и ненаписанная). – http://ais.by/story/206 – Дата доступа 14 мая 2012.

4. Там же.

5. Кірычэнка, В.І. Мінск. Гісторыя пасляваеннага аднаўлення. 1944–1959 / В.І. Кірычэнка. – Мінск: Беларусь, 2004. С. 15.

6. Боровой, Р. Послевоенная реконструкция и восстановление Минска (История написанная и ненаписанная). – http://ais.by/story/206 – Дата доступа 14 мая 2012.

 

© А.С. Шамрук

 

Уважаемые коллеги!

Приглашаю Вас стать авторами научного журнала
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

Для этого перейдите по этой ссылке или войдите в раздел Разное - Приглашаем авторов

Также прошу присылать для публикации на сайте нашего журнала информацию о предстоящих научных конференциях, симпозиумах и других форумах, которые будут проходить у Вас

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Журнал создан в сотрудничестве с Министерством регионального развития Российской Федерации

 

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Назад

При перепечатке оригинальных материалов обязательна ссылка на
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

О нас | Карта сайта | Обратная связь | © 2008-2021 Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Rambler's Top100