Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Historical and cultural problems of northern countries and regions

Русский / English

Вопросы истории и культуры северных стран и территорий № 3 (19), 2012 г.

Вопросы истории и культуры

северных стран и территорий

-------------------------------------

Historical and cultural problems

of northern countries and regions

 

Научные статьи

 

 

Д.В. Солодухин

(Москва, Россия)

 

Живая память: актуализация исторического и нравственного сознания (и самосознания) студенчества через личное интервьюирование фронтовиков

 

 

Мне хотелось бы поделиться своими наблюдениями над опытом актуализации исторической памяти студенчества технического вуза. Надо сказать, что студенты-«технари» особым интересом к истории (как, впрочем, и к текущим политическим событиям), мягко сказать, не отличаются. Равно как имеют определённый скепсис по отношению к гуманитарному знанию вообще. Неподдельный интерес является, скорее, исключением, чем правилом, а сами питающие его ребята воспринимаются основной частью студенчества как «белые вороны». Для их обозначения даже придуман обидный термин «ботаны» или «ботаники», служащий для обозначения человека, который, как представляется массовому сознанию молодого поколения, слишком много внимания уделяет учёбе за счёт других сторон жизни [1]. Максимум, что помнит преобладающая часть студентов, это – полёт Гагарина, Великая Отечественная война (да и то лишь в общих чертах, прописанных в школьных учебниках либо время от времени появляющихся в СМИ – с немцами под Москвой и красным флагом над Рейхстагом). Кое-кто, быть может, вспомнит Петра I, Ивана Грозного, да крестившего Русь князя Владимира...[2] Но в любом случае всё это знания отвлечённого, сугубо рационалистического, «головного», характера. Ни о каком личностном восприятии, как правило, речь не идёт. В нынешних социокультурных реалиях нашей страны положение дел усугубляется ежедневно черпаемой из рекламы и разного рода телепередач, популярных среди молодёжи с весьма распространённым у неё так называемым «клиповым сознанием» идей, настраивающих «брать от жизни всё и сразу». Происходит это как на уровне сознания, так и подсознания.

Думается, всё это не может не формировать излишне легкомысленное отношения к жизни и едва ли способствует памятованию собственной трагической истории и ответственного отношения к ней. В крайнем случае мы имеем дело с сугубо интеллектуалистическим восприятием «верхушек», а не с ответственно-«я-йным», личностным, отношением к собственному историческому и культурному наследию.

Повторюсь, что речь идёт лишь о студентах МИТХТ им. М.В. Ломоносова. Впрочем, по-видимому, похожая ситуация может встречаться и в иных местах: благодаря определённому культурно-ментальному сходству – как представителей технических специальностей вообще, так и психологическому настрою основной массы слабо- или среднеуспевающего студенчества (а их, увы, большинство!) – причём, вне всякой зависимости от преобладающего профиля вуза.

К очередному юбилею Победы наш вуз по инициативе Академии исторических наук занимался сбором материалов для составления сборника воспоминаний фронтовиков о Великой Отечественной войне [3]. Для его составления студенты общались с ещё живыми её участниками. Причём, речь идёт исключительно о фронтовиках.

Ребята очень часто бывали потрясены услышанным. Личное общение буквально открывало для них их собственную историю: существенно, что почерпывали это знание не из печатных изданий, а из непосредственной живой беседы (пусть и на основе предварительной анкеты). Самих ветеранов эти воспоминания порой настолько захватывали, что они не могли остановиться, пытаясь рассказать, то о чём, случалось, по каким-то причинам не договаривали прежде. Это живое слово – иногда с болью и горечью, иногда с юмором – настолько увлекало ребят, что они приходили и с горящими глазами рассказывали подробности.

Требования методики и организационная работа преподавателей побуждали ребят не просто записывать интервью на какой-либо электронный носитель или механически фиксировать в блокнот, а определённым образом осмысливать, структурировать текст, излагать результаты на бумаге... Стоит сказать, что немаловажную роль играли и фотографии, передавая саму атмосферу военных лет, молодости интервьюируемых – особенно в сравнении с их же нынешними фото. Когда студент видел не только знакомое ему по интервью пожилое лицо, но и его же – но молодое, во времена войны в самом начале жизненного пути своего собеседника, что-то менялось в его или её сознании. И неудивительно: ведь случалось, что воевали их ровесники! Думается, что этот факт явно или неявно пробуждал в студентах вопрос к самим себе – зачастую неосознаваемый, сродни известной в педагогике проблемной ситуации, побуждающей изменение, переоценку ценностей и рост личности...

К удивлению студентов и студенток иногда совершенно неожиданно для них открывалось, что за этим, казалось бы, немощным и «никчемным» почти девяностолетним стариком или старушкой скрывались прежде неведомые им немалые подвиги и понесённые труды, либо участие в нескольких войнах (финская, Великая Отечественная, военные действия против Японии, Корея)... Но что самое удивительное, у ребят менялось отношение не только к воевавшему поколению и самой войне, но и – у кого живы – к собственным (пра-) бабушкам и (пра-) дедушкам, которых зачастую они привыкли видеть лежащими на кроватях дряхлыми, зажившимися, доживающими свой век особами... Да и сами молодые люди становились взрослее что ли... Что удивительно, всё это относилось как к «продвинутым» весьма способным студентам, так и заядлым троечникам обоего пола, то есть почти не зависело от интеллектуального уровня и культурного кругозора... Хочется верить, что у многих через это личностное общение «по душам», в котором были важны обе стороны – как интервьюируемый, так и интервьюирующий – на самом деле мог пробуждаться подлинный интерес к истории и раздвигались горизонты исторической памяти [4].

Конечно же, бывало всякое. Иногда, пользуясь тем, что допускалось работать в парах, отдельные студенты взваливали всю «чёрную» работу на своего напарника/напарницу, и проставляли лишь свою фамилию под результатами. Кто-то тупо занимался откровенным плагиатом, привычно скачивая в интернете материалы, даже не пытаясь как-то перекомпоновать их. Иные раз за разом проявляли настолько великие недобросовестность в работе, ленноумие и даже разгильдяйство, что не только приходилось объяснять ему всё – вплоть до запятой, но и ставить новые конкретные вопросы. Он в очередной раз шёл к работающему сторожем в детском саду забытому всеми престарелому фронтовику, о котором вспоминают исключительно в связи с Днём Победы и вновь забывают – вплоть до следующего празднования. Тот с добродушной иронией встречал своего интервьюера словами: «что опять переделывать?», поил чаем и, довольный представившейся ему возможностью вновь пообщаться, рассказывал очередную порцию воспоминаний не менее довольному студенту... Со временем между ними возникало что-то вроде взаимной симпатии...

И наоборот, встречались ребята, оказавшиеся в этом отношении чрезвычайно ответственными (чего не скажешь о других сторонах их студенческой жизни). Даже спустя много времени и пропустив все мыслимые и немыслимые сроки, довольные, они появлялись с результатами своей работы...

А кое-кто из опытных офицеров – «светских львов», видя перед собой юных девушек, относился к ним именно как к дамам – к тому же на подобающем культурном уровне. Это позволяло юным особам почувствовать себя настоящими леди и заодно сравнить учтивость и обходительность подлинных джентльменов, к тому же проявившими в своё время чудеса храбрости и покрывших себя неувядаемой боевой славой, с неуклюжими на таком фоне попытками ухаживаний-приставаний своих ровесников...

И всё-таки в своей основе ребята менялись к лучшему.

Любопытно, что никакой воспитательной цели при этом сознательно не ставилось. Скорее, воспитательный эффект явился «побочным продуктом» непосредственного межпоколенного контакта. Так в чём же секрет этой перемены, вызванной непосредственным контактом с участниками боевых действий в войне 1941-1945 гг.? Вероятно, в том, что в русской философской мысли именовалось «живым знанием» или «знанием-переживанием» (С.Л. Франк). Это знание включает в себя не только рациональные, но также и эмоциональные моменты, иногда имеет экзистенциально-онтологический характер в том смысле, что приводит к преображению самого познающего. Оно одновременно и мыслится, и переживается. Английский философ XVIII в. Д. Юм писал о том, что непосредственный контакт со святынями в паломничествах или встречах с реликвиями способен придать новый импульс угасающему религиозному чувству – очевидно, за счёт актуализации эмоционального отношения. Думается, именно в этом суть живой Встречи. Современная исследовательница И.А. Герасимова пишет о двух основных видах знания, существующих во всех культурах. Это – так называемое, знание научно-рационалистическое, сосредоточивающееся на интеллектуальном уровне, основанное на познавательной деятельности «отражающего разума», и знание «проникающее», или «проникновенное», задействующее при взаимодействии с миром не только отвлечённо-рациональные уровни психики, но также всё многообразие интуитивно-иррациональных сторон личности. «Мысль, чувствующая в разворачивании своего логического содержания, непосредственно сопровождается душевно-телесными движениями, как бы "прощупывающими изнутри" любые малейшие изменения в предмете. Подобную эмоциональную динамику можно было бы назвать "осязанием мыслью"» [5].

В этом смысле, вероятно, можно говорить о пробуждении скрытых архетипических механизмов разума, имеющих непосредственное отношение к «ментальному стержню», обеспечивающему диалог культур разных эпох одного народа. Иными словами, интервьюирование могло затрагивать у студентов те глубинные пласты сознания (или бессознательного?), которые совершенно неожиданно – даже для них самих – вдруг «резонировали» с их внутренним миром, порождая такой интересный эффект.

Вероятно, всё описанное мною выше не ново и не заслуживает того, чтобы говорить о нём.  Разве что представляется достаточно любопытной незримо присутствующая во всём этом идея живого знания, превосходящего отвлечённо-интеллектуальное отношение за счёт обогащения его энергией эмоционального восприятия и экзистенциальным чувством. Это знание-переживание возникает в результате диалогической Встречи «я» и «ты» и – самое главное – изнутри незримо трансформирует всего человека, охватывая не только его сравнительно узкую интеллектуальную «прослойку», но всю личность целиком...

Думается, что подобного рода личное интервьюирование с участниками боевых действий является чрезвычайно полезным (а при определённых условиях может быть незаменимым!) в воспитательно-просветительской деятельности. Именно такое личностное общение между поколениями способно перекинуть мостик над пропастью лет и стать одной из форм диалога культур. Всё это не только позволяет расширить глубину исторической памяти, но актуализировать чувство ответственности за наше историческое и культурное наследие. Один из перспективных путей к этому, очевидно, лежит через преодоление узости отвлечённо-рационалистического отношения к прошлому за счёт актуализации эмоционально-чувственной сферы духа и интуитивно-личностного восприятия. В этом смысле личное интервьюирование способно обладать немалым педагогическим потенциалом.

 

Приложение:

Анкета проверки комплектности рукописи http://www.ainros.ru/osdg1/met/anketa_kr.html

 

1. Справедливости ради стоит отметить, что подобного рода «нигилистические скептики» или особо увлечённые наукой личности встречаются не только у нас в стране. Несколько лет назад в Копенгагене довелось познакомиться с одним шведским phd-student’ом, химиком-трудоголиком, который на вопрос о памятнике Русалочке спросил: «а что это такое?» и признался, что в стенах университета знает всё, а вне их – почти ничего... Нужно добавить, что среди студенчества своего рода «скептико-нигилистическое» отношение к учёбе, по свидетельству А.С. Изгоева в «Вехах», было распространено и в России начала ХХ века.

2. На днях в одной из школ Москвы девятиклассники с преогромным трудом смогли вспомнить, какое событие случилось в России...

3. «От солдата до генерала. Воспоминания о войне». Вышедшие тома доступны в интернете по адресу: www.ainros.ru. В сборниках публикуются воспоминания советских участников боевых действий Второй Мировой войны. Как заявлено в аннотации, книги могут использоваться в качестве источника для научных исследований, создания учебников и литературных произведений, а также быть полезными всем интересующимся военной историей.

4. В самих материалах встречалось причудливое сочетание трагизма ситуации и иронии рассказчика. Иные участники боевых действий о страшных вещах вспоминали с таким юмором, что не могли не вызвать восторженные улыбки у своих слушателей, которые буквально дословно вставляли их в текст. Навскидку: «Пришел к нам полк парень, хороший был такой, скромный, добрый – Вася Дегтярев, – вспоминает один из ветеранов. – Всегда всем помогал и механику помогал самолёты приводить в порядок. Отзывчивый был такой, а на 6 или 7 вылете не вернулся больше. Поднялся в воздух и не вернулся. А потом нам от партизан стало известно, как он погиб. Что-то случилось с самолётом, скорее всего, отказал двигатель. И он перед деревней на поле на брюхо аварийно посадил самолёт... А на другом конце этого поля немцы физзарядку делали, целый батальон... Они побросали всё на свете и бегут к самолёту... У самолёта две пушки и два пулемёта. А у пулемета 1800 выстрелов в минуту... И у Васи полный боекомплект... Он подпустил «физкультурников» поближе и... Немцы метались под пулями, и в этой деревне 160 могил появилось... Сам он был ранен: наверное, при приземлении ударился головой, лоб рассёк. Самолёт загорелся, поджёг он его, значит, так просто самолёт не загорится ни с того ни с сего. Поднялся и пошёл к реке, там Десна рядом. Был полицай Колосков, выслужиться хотел, и привел туда немцев. Так Вася Дегтярев из пистолета еще четверых убил и сам застрелился. А немцы его похоронили со всеми почестями, салют был. Гауксман, командир батальона, речь произнес, учитесь, дескать, как воевать надо». (Из воспоминаний А.Г. Лабенского, апрель 2011)

5. Герасимова И.А. Природа живого и чувственный опыт // Вопросы философии. 1997. № 8.

 

© Д.В. Солодухин

 

Уважаемые коллеги!

Приглашаю Вас стать авторами научного журнала
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

Для этого перейдите по этой ссылке или войдите в раздел Разное - Приглашаем авторов

Также прошу присылать для публикации на сайте нашего журнала информацию о предстоящих научных конференциях, симпозиумах и других форумах, которые будут проходить у Вас

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Журнал создан в сотрудничестве с Министерством регионального развития Российской Федерации

 

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Назад

При перепечатке оригинальных материалов обязательна ссылка на
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

О нас | Карта сайта | Обратная связь | © 2008-2021 Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Rambler's Top100