Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Historical and cultural problems of northern countries and regions

Русский / English

Вопросы истории и культуры северных стран и территорий № 4 (20), 2012 г.

Вопросы истории и культуры

северных стран и территорий

-------------------------------------

Historical and cultural problems

of northern countries and regions

 

Научные статьи

 

 

А.А. Карпилова

(Минск, Белоруссия)

 

Тема Великой Отечественной войны в киноискусстве Беларуси

 

 

Тема Великой Отечественной войны – важнейшая для белорусского кинематографа. Неслучайно Национальная киностудия «Беларусьфильм» имеет неофициальное название «Партизанфильм». Война с германским фашизмом явилась главным событием в истории страны ХХ века, и лучшие отечественные фильмы посвящены этой теме.

С дистанции времени видится развитие военной тематики в самых разных измерениях – хроникальном, эпическом, драматическом, лирико-исповедальном. Военная тема охватила все виды и жанры кино – от игрового до документального, от новеллы до масштабного полотна.

Первые фильмы снимали свидетели и участники войны. На переднем крае оказались фронтовые и партизанские операторы. Некоторые кинематографисты входили в группы операторов Центральной студии документальных фильмов в Москве. В съемках принимали участие Иосиф Вейнерович, Владимир Цеслюк, Михаил Беров. В боевую кинолетопись Беларуси вошло немало кинокадров, зафиксированных фронтовым оператором Марией Суховой, которая была смертельно ранена во время выполнения очередного задания. Подвиг Суховой был впоследствии воссоздан в художественном фильме «Глубо­кое те­чение».

В полнометражный документальный фильм «Освобождение Советской Беларуси» (1944, режиссеры В. Корш-Саблин и Н. Садкович) вошли кинокадры начала войны, запечатлевшие горькие дни отступления, а также кинодокументы о бесчинствах оккупантов, об освобождении родной земли. В фильме показаны реальные масштабы грандиозной операции по разгрому немецко-фашистских захватчиков на территории Беларуси. Фильм не потерял своего значения и позднее, когда к 20-летию победы над фашистской Германией он снова был выпущен на экраны страны. Съемки белорусских операторов вошли в известные документальные эпопеи «Летопись полувека» (1967) и «Великая Отечественная» (1979).

Игровой кинематограф также освещал события трагического вре­мени и в годы войны представил две постановочные работы – «Белорусские новеллы» (1942, режиссеры В. Корш-Саблин и Ю. Тарич) и «Белорусский киноконцерт» (1944, режиссеры В. Корш-Саблин и Н. Садкович). В одной из новелл рассказывалось о подвиге девушки, которая, подобно Сусанину, завела врагов в болото. Маленькую обаятельную героиню по прозвищу Пчелка сыграла популярная актриса Янина Жеймо. В другой новелле речь шла об отважном экипаже танка «Беларусь», построенного на народные средства. Храброго танкиста-пулеметчика сыграл не менее популярный Петр Алейников.

После войны настало время серьезного, драматического осмысления про­изошедшей трагедии. Старшее поколение зрителей пом­нит фильм «Константин За­слонов» (1947, режиссеры В. Корш-Саблин и А. Файнциммер) – героико-патриотическую драму о мужественной борьбе подпольщиков Оршанского железнодорожного узла. Организатором и вдохновителем этой борьбы был Константин Заслонов, бывший начальник Оршанского депо, человек, который пошел на службу к оккупантам с тайной целью вредить врагу. Стиль плаката и лозунга стал решающим в решении ключевых эпизодов. В картине создавался не столько образ реального партизанского командира, сколько образ легендарного героя. Актер Владимир Дружников соответствующими красками рисовал своего персонажа – он гордо несет голову, его манера говорить выдает лидера, за которым люди идут на подвиг и на смерть. Рядом с героическим и обаятельным Заслоновым существовал смешной дед Кропля (актер Г. Глебов), запоминающийся незатейливыми приговорками и хитроватым прищуром глаз. Враги-оккупанты представали уже не шаржированными фигурами, как в первых военных лентах, а умными и дальновидными людьми – среди них гестаповец Нейгауз, гауляйтер Кубе с его идеями о Белорутении.

Так подводились итоги великой войне. Уже в первых фильмах на военную тему намечалась многоплановость в раскрытии человеческого поведения в экстремальных ситуациях. Однако победный оптимизм отодвинул на второй план трагическое и болезненное, доминировала героико-романтическая интонация киноповествования.

Романтика подвига присутствовала в ленте «Часы остановились в полночь» (1958, режиссер Н. Фигуровский), посвященной деятельности коммунистического подполья в оккупированном Минске, активному сопротивлению горожан оккупантам. Подробно ис­следовался сам ход подготовки подпольщиков к покушению на гауляйтера Беларуси Вильгельма Кубе (в фильме он фигурирует под именем фон Кауниц). Ровно в полночь взорвалась партизанская мина, заложенная под подушку служанкой жены гауляйтера Мариной Казанич. Взрывом и смертью Кубе завершилась операция, над осуществлением которой долго работали партизанские командиры. Сложный и трагический путь, который проходит Марина, убедительно передала молодая актриса Рита Гладунко. Мастер психологического портрета актер Дмитрий Орлов создал образ Кубе – философствующего резонера с замашками садиста. Это был отход от стандартного видения врага, который преобладал в первых лентах о войне. И хотя не все в фильме соответствовало исторической правде, это была попытка художественного освоения реальных событий. 

В орбиту войны оказались втянутыми и дети. Трагедия детства на войне отражена во многих белорусских фильмах. Большой популярностью у зрителей пользовалась лента «Девочка ищет отца» (1959, режиссер Л. Голуб), рассказывавшая о необычной судьбе маленькой девочки, дочке партизанского командира, в спасении которой приняло участие много добрых и мужественных людей. В картине снялась 5-летняя актриса Аня Каменкова, впоследствии известная московская актриса. Острый, напряженный сюжет пронизывает и детский приключенческий фильм Льва Голуба «Полонез Огинского» (1971), повествующий о подвиге маленького музыканта, который ходит со скрипкой по деревням и собирает ценные сведения для партизан.

Новое поколение кинематографистов-«шестидесятников» принесло на экран свое видение войны. Это была война «без войны», без привычных взрывов и бомбежек, стереотипного образа врага. У Виктора Турова, например, было особое, личностное восприятие этого времени, связанное с его биографией. Будущий режиссер подростком пережил оккупацию, гибель отца, концлагерь в Германии, лагерь для перемещенных лиц, возвращение на родину. По­этому героями его лучших лент стали подростки, в образах которых он материализовал свою память, использовал личный опыт, собственные ощущения и воспоминания.

Лирико-исповедальная интонация повествования пронизывает фильм Турова «Через кладбище» (1964). Черно-белая, резко контраст­ная, «кладбищенская» фактура создает образ расщепленного сознания, погруженного в безумие военного времени. В фильме ощутима атмосфера оккупированной земли, где обгоревшие кочаны капусты напоминают обугленные черепа, а в церкви топят тол для взрывчатки. Мотив путешествия юного партизана Михася из леса в село за взрывчаткой превращается в путь к себе, в преодоление внутреннего страха. Впервые трагедия войны предстала на белорусском экране без излишнего пафоса и мелодраматизма, с точно найденными «негромкими» красками для выражения тихой боли и сердечного страдания человека. Неслучайно кинолента, по решению ЮНЕСКО, была названа в числе 100 лучших мировых фильмов о войне.

Апрель 1945 года показан в ленте Турова «Я родом из детства» (1966), где автор вновь обращается к важной для него теме военного детства. Трое подростков по-разному узнали войну: один в эвакуации, другой в оккупации, третий в немецком лагере. Они встречаются в родном городке в поисках новых жизненных путей. В об­разах подростков будто воплотились фигуры трех авторов фильма – сценариста Г. Шпаликова, режиссера В. Турова и актера В. Высоцкого, в детстве которых была война. Баллады Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов» и «Мне этот бой не забыть нипочем» звучат здесь как эмоциональ­ный документ памяти. Трагедий­ность мировосприятия отразилась также в кино­лентах В. Турова «Война под крышами» (1967) и «Сыновья идут в бой» (1969), снятых по дилогии А. Адамовича «Партизаны». Актриса Нина Ургант создала здесь запоминающийся образ матери, которая помогает своим детям-партизанам. В «Песне о Земле» В. Высоцкого, которая звучит за кадром, образ земли предстает как изранен­ное мате­рин­ское тело, а сапоги – как метафора грубой силы, пытающейся ее растоптать.

Самым ярким явлением в белорусской военной литературе стала проза Василя Быкова. Уже при создании картины «Третья ракета» (1963, режиссер Р. Викторов) проявилось редкое для прозаика владение кинематографическим видением. Лирическая тональность прочтения быковской прозы была предложена в фильме режиссера Б. Степанова «Альпийская баллада» (1966), который стал признанной классикой белорусского кино. Центральное место в фильме занимает ис­тория двух узников концлагеря, который находится в австрийских Альпах, – белоруса Ивана и итальянки Джулии. Сегодняшний зритель по-прежнему сопереживает героям во время их подго­товки к побегу, перехода через горы, смертельной погони. В фильме «Волчья стая» (1975) режиссер Б. Степанов снова обратился к прозе В. Быкова. Основная тема повести – рождение нового человека в нечеловеческих обстоятельствах войны и спасение его ценой нескольких судеб. Лейтмотивом-метафорой ленты стал образ дикой, голодной волчьей стаи, которая появляется в снах главного героя. По мотивам повестей В. Быкова «Журавлиный крик» и «Проклятая высота» была снята телетрилогия «Долгие версты войны» (1975), где режиссер А. Карпов, сам участник войны, внес в фильм ту степень точности в изображении ситуаций, характеров, которые могут быть созданы только силой памяти.

В белорусских лентах на военную тему ощущаются также поэтическое мировидение и лирическая авторская интонация. В фильме «Иван Макарович» (1968, режис­сер И. Добролюбов, 1968) главным героем выступает мальчик Ваня, который, потеряв родителей, преждевременно взрослеет, работает на заводе и стано­вится Иваном Макаровичем, как уважительно называют его окружающие.

В 1970-е годы пришла пора осмысления трагедии ХХ века новым поко­лением авторов, которые знали о войне преимущественно из книг и рассказов отцов и старших товарищей. В ленте «Венок сонетов» (1976) режиссер В. Рубинчик отразил атмосферу 1944 года и судьбу молодого поэта Артема. Жанр фильма необычный – кинопоэма. Идея венка сонетов, пришедшая из поэтического творчества, придала фильму личностное, интимное измерение. Но в фильме только шесть сонетов, поскольку незаконченная поэтическая форма символизирует краткость юношеской жизни, которую оборвала война.

Лирическая повествовательность постепенно сменяется широкомасштабной панорамностью эпического кинематографа в лентах В. Четверикова «Руины стреляют…» (1971 – 1972), «Пламя» (1975), «Черная береза» (1977).

Особое направление в белорусском экранном искусстве составили драматические кинопроизведения. Героико-романтический показ подвига народа воплотился в киноленте-монодраме «Батька» (1972, режиссер Б. Степанов). Исто­рия знаменитого в Беларуси партизанского командира Миная Шмырева по прозвищу Батя, четверых детей которого фашисты расстреляли как заложников, приобрела в народной памяти облик легенды. Сценарий фильма написал Р. Шмырев, приемный сын Батьки Миная.

Военная драматическая повесть была продолжена в телесериале «Государственная граница». Пятый фильм сериала назывался «Год сорок первый» (1986, режиссер В. Никифоров) и был решен в духе романтической героики, характерной для многих фильмов о войне. Место действия – западная граница, пограничные заставы, которые первыми встретили врага. Символом-рефреном ленты стал пограничный столб с Государственным гербом СССР, который рушат оккупанты и вновь восстанавливают советские пограничники. Камерно и тепло показан семейный быт пограничников в канун войны, детально, почти хроникально отражено трагическое время июньского рассвета. Идиллия довоенного времени сменяется трагедией войны – этот прием стал впоследствии характерным в показе пограничной жизни, в том числе в недавнем белорусском телефильме «В июне 41-го…» (2007, режиссер А. Франскевич-Лайе).

Кинематограф 1980-х сполна отдал дань памяти военных лет. Юным участникам героической обороны Брестской крепости посвящен фильм «Дочь командира» (1981, режиссер Б. Горошко). Тема памяти проведена в ленте «Возьму твою боль» (1982, режиссер М. Пташук), где кульминацией становится сцена расстрела семьи на глазах Ивана Батрака, случайно оставшегося в живых. Обитатели хутора Петрок и Степанида из кинодрамы «Знак беды» (1986, режиссер М. Пташук) также не избежали военных испытаний. Оккупанты убивают Петрока, а для Степаниды главной заботой, знаком ее боли и ненависти становится бомба, с помощью которой она хочет взорвать мост. «Огненный» финал ленты прочитывается как личная Хатынь героини, как символ ее сгоревшей, но непокоренной души.

Военная тема в искусстве неразрывно связана с трагедийным мироощущением, которое наиболее выразительно отразилось в литературных произведениях В. Быкова, В. Некрасова, В. Гроссмана. Кино подходило к тра­гедии постепенно, исподволь. В белорусском кинематографе такой «взрыв» произошел в середине 1980-х, с появлением фильмов «Иди и смотри» режиссера Э. Климова и «Свидетель» режиссера В. Рыбарева.

Кинолента «Иди и смотри» (1985) стала своеобразным обобщением военной тематики в отечественном кинематографе. Ее появление стало возможным на основе мно­гочисленных предыдущих киноверсий на эту тему, среди которых фильмы В. Турова, Б. Степанова, В. Четверикова.

«Иди и смотри» – один из редких примеров кинопроизведений, где отра­зилась с особой полнотой судьба народа и судьба его авторов. Уникальность фильма в том, что в его ткань вплелись голоса самих участников трагических событий, реальные факты и эпизоды из истории фашистского геноцида на белорусской земле, непосредственные впечатления и наблюдения одного из авторов фильма – А. Адамовича, 15-летнего партизана в годы войны. Материалом для сценария стали «Хатынская повесть» и роман «Каратели» Адамовича. Была подключена также изданная в 1975 году книга Алеся Адамовича, Янки Брыля и Владимира Колесника «Я из огненной деревни», составленная из свидетельств людей, переживших трагедию многих белорусских Хатыней. В фильме были задействованы свидетели и жертвы карательных экспедиций фашистских войск. Разоблачая фашизм как явление, авторы обратились к шокирующим средствам, заставляя аудиторию «смотреть в глаза истории». Алесь Адамович считал, что пришло время «яростного искусства», которое переворачивает души людей и нацелено на потрясение. В итоге трагедия одного белорусского села выросла в обобщенный образ вселенского апокалипсиса.

Трагедия подростка Коли Летечки из фильма  «Свидетель» (1985) в том, что у него нет прошлого, – он потерял память во время расстрела своих родных и односельчан. Но у него нет и будущего, он тяжело болен. Летечка прошел ужас концентрационного лагеря для детей, где у него брали кровь для раненых немецких солдат и офицеров. В основе фильма, как и его первоисточника – повести В. Козько «Суд в Слободе», – реальные факты, судебный процесс в Бобруйске над предателями Родины, которые служили фашистам и уничтожали жителей Беларуси. В сценах суда наряду с профессиональными актерами снимались местные жители.

Постоянным нравственным камертоном звучит военная тема в документальном кинематографе. В. Четвериков снял поразительный по эмоциональному воздействию фильм «Казнен в 41-м» (1968), где рассказал о судьбе участника минского подполья Володи Щербацевича. Так случилось, что чудом сохранилась фотография казни подростка, снятая немецким фотографом. Авторы нашли и другие снимки, на которых мальчик снят до войны – светлый, улыбчивый. Воссоздание его жизни через череду фотографий вы­зывает особое ощущение причастности к трагической и мужественной жизни. Режиссер И. Коловский снял по сценарию А. Адамовича документальный фильм «Хатынь, 5 км» Это был первый киносюжет о трагедии Хатыни, причем рассказанный чудом оставшимся в живых свидетелем – Иосифом Каминским. Именно его скульптурный портрет с ребенком на руках возвышается над всем мемориалом. Фильм стал историческим документом и одновременно исповедью-посланием всему человечеству.

Своеобразной вершиной белорусской кинодокументалистики о войне стали два цикла режиссера Виктора Дашука: «Женщина из убитой деревни» (1975 – 1978, по произведениям А. Адамовича, Я. Брыля, В. Колесника) и «У войны не женское лицо» (1981 – 1984, по книге С. Алексиевич). Страницы книг ожили  в лентах «Женщина из убитой деревни», «Горсть песка», «Суд памяти». Герои книги повторили перед кинокамерой свои воспоминания. Так, жительница деревни Хвойня, что на Гомельщине, Ольга Минич ведет свой горестный рассказ о пережитом, о зверствах гитлеровцев на белорусской земле.

Из современных документальных видеофильмов выделяется лента «Смугнар» (2007), основанная на дневнике Кости Ермилова, участника подпольной комсомольско-молодежной группы «Смугнар» («Смерть угнетателям народа!»). Большой общественный резонанс имеет исторический проект телеканала ОНТ «Обратный отсчет», где авторы открывают новые факты из истории войны.

Новый всплеск интереса кинематографистов к военной теме связан с юбилейными датами – 60-летием освобождения Беларуси (2004) и 60-летием Великой Победы (2005). Среди фильмов «юбилейной волны» выделяется масштабная лента в жанре «экшн» «В августе 44-го…» (2000, режиссер М. Пташук). Как говорил сам режиссер, для которого этот фильм стал последним, он хотел снять «хорошее, жесткое, мужское кино». Речь идет о «невидимом» фронте войны – о контрразведке. Но авторов привлекает не столько до­кументальная фактология, сколько раскрытие характера человека в экстремальных обстоятельствах. Это ярко показано в сцене, которая пользуется у зрителей неизменным успехом. Психологический поединок между разведчи­ком Алехиным (актер Е. Миронов) и немец­кими диверсантами заканчивается «моментом истины». Враги разоблачены и схвачены, и Таманцев (актер В. Галкин) радостно повторяет пароль: «Бабушка приехала!» Акцентирование приключенческой линии, решенной остро и динамично, позволило авторам создать яркое жанровое полотно, предназначенное для массового зрителя.

Становление партизанского движения в первые годы войны показано в ленте «Глубокое течение» (2005, режиссеры М. Касымова, И. Павлов, по одно­именному роману И. Шамякина). Камерную психологическую историю на тему любви и верности снял П. Кривостаненко в фильме «Еще о войне» (2004). Не остались в стороне от военной темы и молодые режиссеры, продолжающие дело своих учителей – В. Турова и М. Пташука. Ленты «Война» Д. Лося и «Страх» Е. Трофименко рассказывают о войне обобщенным, символическим языком. Молодых интересуют психологические мотивировки поведения человека в экстремальных ситуациях, преодоление им чувства страха и ненависти.

В начале ХХI в. были созданы также фильмы «Между жизнью и смертью» (2002, режиссер Д. Зайцев), «Оккупация. Мис­терия» (2003, режиссер А. Кудиненко), «Вам – задание» (2004, режиссер Ю. Бержицкий), «Дикие звери мира» (2004, режиссер Л. Дубровская), «Пойти и не вернуться» (2004, режиссер Е. Сетько), «Родина или смерть» (2007, режиссер А. Криницына), «Чаклун и Румба» (2007, режиссер А. Го­лу­бев), «В июне 41-го» (2008, режиссер А. Франскевич-Лайе). Интерес кинорежиссеров к военной теме после небольшого перерыва возобновился и постоянно получает новые творческие импульсы. Сейчас особое внимание вызывают время оккупации, первый период войны, а также конкретные судьбы, как это показано в фильмах «Враги» (2007, режис­сер М. Можар), «Франц + Полина» (2005, режиссер М. Сегал).

Экранный образ войны менялся вместе с историческим временем. Героико-романтическая интонация, приключенческие сюжеты с идеализированными героями 1950-х сменились лирико-романтическим кинематографом, снятым «детьми войны». Затем наступило время трагического осмысления событий военного прошлого в их неприкрытой жестокости и суровости. Но и здесь находилось место катарсису, светлым переживаниям и философским размышлениям о судьбе народа и отдельного человека в час испытаний. Лучшие белорусские фильмы несли очищение и возвышение души через великое пережитое горе. Режиссеры игрового кино Э. Климов («Иди и смотри»), В. Рыбарев («Свидетель»), М. Пташук («Знак беды»), документалист В. Дашук поднялись в своих фильмах до уровня общечеловеческой трагедии. Их ленты стали вершинными достижениями в развитии темы Великой Отечественной войны и экранным памятником подвигу народа.

 

 

 

© А.А. Карпилова

 

Уважаемые коллеги!

Приглашаю Вас стать авторами научного журнала
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

Для этого перейдите по этой ссылке или войдите в раздел Разное - Приглашаем авторов

Также прошу присылать для публикации на сайте нашего журнала информацию о предстоящих научных конференциях, симпозиумах и других форумах, которые будут проходить у Вас

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Журнал создан в сотрудничестве с Министерством регионального развития Российской Федерации

 

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Назад

При перепечатке оригинальных материалов обязательна ссылка на
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

О нас | Карта сайта | Обратная связь | © 2008-2021 Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Rambler's Top100