Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Historical and cultural problems of northern countries and regions

Русский / English

Вопросы истории и культуры северных стран и территорий № 2 (22), 2013 г.

Вопросы истории и культуры

северных стран и территорий

-------------------------------------

Historical and cultural problems

of northern countries and regions

 

Научные статьи

 

 

А.М. Мацук

(Сыктывкар, Россия)

 

Православные приходские храмы Печорского уезда в начале XX века

 

 

Предлагаемая статья представляет собой часть большой работы по обнародованию данных о православных приходах в предреволюционный период на территории Европейского Северо-Востока. Вся работа разделена нами на три части, в соответствии с административно-территориальными единицами (уездами), на которые делилась тогда указанная территория. В данном номере журнала публикуется наша статья о православных приходах Яренского уезда [1], в которой приводится обоснование указанной проблемы.

В этой статье поставленный вопрос будет рассмотрен нами на материалах клировых ведомостей приходов Архангельской епархии, расположенных в Печорском уезде Архангельской губернии. В этом уезде приходы были разделены на 3 благочиннических округа. Всего в уезде было 28 приходов. В фонде Печорского уездного духовного правления Архангельской губернии Национального архива Республики Коми (Ф. 229) отложились клировые ведомости по всем трем благочиниям. Однако полные сведения по разным благочиниям сохранились за разные годы. По первому благочинию – за 1916 г., по второму и третьему – за 1911 год. Документы сброшюрованы в тома разной величины, включающих соответственно 111, 88 и 42 листов.

Как и в статье по православным приходам Яренского уезда, из большого круга разных данных, помещенных в клировых ведомостях, для данной статьи мы выбрали данные о времени постройки приходского храма (включая приписанные к главному храму церкви); о наименовании главного и предельных престолов; об обеспечении приходской церкви церковной утварью и о штате церковного клира конкретного прихода. Кроме того, мы обращаем внимание на численность прихожан и на территориальную величину приходов (сведения об отдаленности наиболее дальних населенных пунктов прихода от приходского храма). Мы постарались максимально сохранить стиль составителей данных – приходских священников. Названия церквей и населенных пунктов приводятся исключительно в стиле документа.

 

№ 1

 

Церковь Преображения Господня в Ижемском приходе [2].

В селе две церкви. Первая построена в 1803 – 1828 гг., вторая – в 1861 – 1863 гг. «тщанием прихожан».

Престолов в первой церкви три: в честь Преображения Господня; во имя святого Пророка Илии; во имя святого великомученика Пантелеимона.

Во второй церкви престолов три: в честь Успения Божией Матери; во имя святителя Николая Чудотворца; во имя святителей Митрофана и Тихона.

Утварью достаточны.

Штаты: два священника, диакон, два псаломщика.

Приход – село Ижма: всего 392 дворохозяйства, 1447 человек мужского пола, 1601 человек женского пола. Всего 3048 человек.

 

№ 2

 

Церковь Благовещенская в Сизябском приходе [3].

Построена 23 августа 1854 г. «тщанием прихожан села Сизябского и соседних деревень Брикинской, Бакуринской и Варышевской. Последние две деревни в 1888 г. выделились в самостоятельный приход Бакуринский». Колокольня построена в 1876 г.

Престол один: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Утварью достаточна.

Штаты: священник, диакон, псаломщик.

Приход – село Сизябское, 1 деревня и 1 выселок (от 0,5 до 5 верст от приходского храма): всего 342 дворохозяйства, 1639 человек мужского пола, 1690 человек женского пола. Всего 3329 человек.

 

№ 3

 

Церковь Спасская в Бакуринском приходе [4].

Построена в 1867 – 1875 гг. «тщанием прихожан сей церкви – крестьян Бакуринского села и Варышевской деревни Бакуринского общества Мохченской волости». Освящена 19 января 1875 г.

Престол один: в честь Нерукотворенного Образа Христа Спасителя.

Утварью достаточна.

Штаты: священник и псаломщик.

Приход – село Бакуринское и одна деревня (0,5 верст от приходского храма): всего 166 дворохозяйств, 1605 человек мужского пола, 1612 человек женского пола. Всего 3217 человек.

 

№ 4

 

Церковь Вознесенская в Мохченском приходе [5].

Построена в 1830 г. «тщанием прихожан».

Престолов в церкви три: в честь Вознесения Господня; в честь Собора святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Утварью достаточна.

Штаты: священник, диакон, псаломщик.

Приход – село Мохченское и одна деревня (2 версты от приходского храма): всего 310 дворохозяйств, 1055 человек мужского пола, 1045 человек женского пола. Всего 2100 человек.

 

№ 5

 

Церковь Сретенская в Гамском приходе [6].

Построена в 1900 г.

Престол в церкви один: в честь Сретенья Господня.

Утварью достаточна.

Штаты: священник и псаломщик.

Приписанных церквей нет, часовня одна – в выселке под названием «Нэлынь» в 1,5 верстах.

Приход – село Гамское и 2 деревни (от 0,5 до 2,5 верст от приходского храма): всего 192 дворохозяйства, 908 человек мужского пола, 933 человека женского пола. Всего 1841 человек.

 

№ 6

 

Церковь Соборо-Богородичная в Мошьюжском приходе [7].

Церковь построена в 1874 г.

Престол в церкви один: в честь Собора Пресвятой Богородицы.

Утварью достаточна.

Штаты: священник и псаломщик.

Приписанных к церкви церквей одна: в деревне Картаельской в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь построена в 1915 г., освящена 10 января 1916 г.

Приход – село Мошьюжское и 2 деревни (4 и 54 (деревня Картаельская) версты от приходского храма): всего 162 дворохозяйства, 722 человека мужского пола, 750 человек женского пола. Всего 1472 человека.

 

№ 7

 

Церковь Трех Святителей в Ластинском приходе [8].

Церковь построена в 1869 г. «тщанием местных крестьян».

Престол один: во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Утварью достаточна.

Штаты: священник и псаломщик.

Приход – село Ластинское: всего 79 дворохозяйств, 360 человек мужского пола, 353 человека женского пола. Всего 713 человек.

 

№ 8

 

Церковь Николаевская в Поромовском приходе [9].

Церковь построена в 1901 г. на месте сгоревшей, на пожертвования частных лиц и местного населения.

Престол один: во имя святителя и Чудотворца Николая.

Утварью достаточна.

Штаты: священник и псаломщик.

Приписанных к церкви часовен три: в деревне Кедвавомской, во имя святого великомученика Пантелеимона; в деревне Порожской, в честь Вознесения Господня; в деревне Винлинской, во имя святого великомученика Георгия.

Приход – село Поромовское и 4 деревни (от 7 до 200 верст от приходского храма): всего 250 дворохозяйств, 896 человек мужского пола, 918 человек женского пола. Всего 1814 человек.

 

№ 9

 

Церковь Ильинская в Усть-Ухтинском приходе [10].

Церковь построена в 1865 г. «тщанием местных жителей крестьян».

Престол один: во имя святого Пророка Илии.

Утварью достаточна.

Штаты: священник и псаломщик.

Приписанная церковь одна: Никольская в деревне Устьсюзской. Церковь построена в 1898 г. «тщанием местных жителей крестьян».

Приход – село Усть-Ухта и 2 деревни (10 и 20 верст от приходского храма): всего 127 дворохозяйств, 454 человека мужского пола, 459 человек женского пола. Всего 913 человек.

 

№ 10

 

Церковь Воскресенская в Красноборском приходе [11].

Церковь построена в 1878 г. «тщанием прихожан».

Престол один: в честь Воскресения Иисуса Христа.

Утварью достаточна.

Штаты: священник и псаломщик.

Приход – село Красноборское и 2 деревни (от 1 до 4 верст от приходского храма): всего 367 дворохозяйств, 1401 человек мужского пола, 1502 человека женского пола. Всего 2903 человека.

 

 

№ 11

 

Церковь Троицкая в Дибожском приходе [12].

Церковь построена в 1853 г. «тщанием прихожан».

Престол один: во имя Живоначальной Троицы.

Утварью достаточна.

Штаты: священник и псаломщик.

Приписная церковь одна: Усть-Ижемская церковь Всемилостивого Спаса. Построена в 1876 г.

Престол один: во имя Всемилостивейшего Спаса.

Приход – село Дибожское и 3 деревни (10 верст от приходского храма): всего 222 дворохозяйства, 964 человека мужского пола, 999 человек женского пола. Всего 1963 человека.

 

№ 12

 

Церковь Кирико – Иулиттинская в Щельяюрском приходе [13].

Церковь построена в 1890 г. «тщанием прихожан». Освящена 10 января 1894 г.

Престол в церкви один: во имя святых мучеников Кирика и Иулитты.

Утварью недостаточна.

Штаты: священник и псаломщик.

Приход – село Щельяюр: всего 149 дворохозяйств, 546 человек мужского пола, 574 человека женского пола. Всего 1120 человек.

 

№ 13

 

Церковь Николаевская соборная Усть-Цилемского прихода [14].

Построена в 1845 г. «тщанием прихожан и чердынского купца Алина».

Престол в церкви один: во имя святителя Николая Чудотворца.

Утварью достаточна.

Штаты: протоиерей, священник, диакон и два псаломщика.

Приписные две церкви: Нерицкая в 35 верстах и единоверческая в селе Усть-Цильма. О Нерицкой церкви сведений нет.

Приход – село Усть-Цильма и 17 деревень (от 0,5 до 75 верст от приходского храма): 630 дворохозяйств, 1088 человек мужского пола, 1070 человека женского пола. Всего 2158 человек.

 

№ 14

 

Церковь Николаевская единоверческая Усть-Цилемского прихода. Приписная к Николаевской соборной церкви [15].

Церковь построена в 1862 г. «трудами и тщанием местных жителей и находилась первоначально в восточной части села на полях». В 1872 г. она была вновь перестроена и перенесена «на настоящее место усердием чердынских купцов Алиных на их средства».

Престол в церкви один: во имя святителя Николая Чудотворца.

Утварью достаточна.

Штаты: священник и псаломщик из соборного храма. Своего штата нет.

Приход – село Усть-Цильма и 15 деревень (от 1 до 50 верст от приходского храма): всего 164 дворохозяйства, 558 человек мужского пола, 484 человека женского пола. Всего 1042 человека.

 

№ 15

 

Церковь Ильинская в Бугаевском приходе [16].

Церковь построена в 1896 г. «на благотворительские средства». 18 сентября 1896 г. освящена.

Престол в церкви один: во имя святого Пророка Илии и в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Утварью достаточна.

Штаты: священник и псаломщик.

Приход – село Среднебугаевское и 32 деревни (от 2 до 141 версты от приходского храма): всего 285 дворохозяйств, 892 человека мужского пола, 1005 человек женского пола. Всего 1897 человек.

 

№ 16

 

Церковь Зосимо-Савватиевская Замежного прихода [17].

Построена церковь в 1859 г. «средствами казны».

Престол один: во имя святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Штаты: священник и псаломщик (не заполнены).

Приход – село Замежное и 9 деревень (от 5 до 150 верст): всего 140 дворохозяйств, 544 человека мужского пола, 587 человек женского пола. Всего 1131 человек.

 

№ 17

 

Церковь Ахтырской иконы Божией Матери Няшебожского прихода [18].

Церковь построена в 1884 г. «усердием и тщанием местных прихожан».

Престол в церкви один: в честь иконы Божией Матери «Ахтырская».

Утварью достаточна.

Штаты: священник и псаломщик.

Приход – село Няшебожское и одна деревня (10 верст от приходского храма): всего 143 дворохозяйства, 470 человек мужского пола, 528 человек женского пола. Всего 998 человек.

 

№ 18

 

Сретенская церковь Кычкарского прихода [19].

Церковь построена в 1855 г. «трудами и тщанием прихожан».

Престол в церкви один: в честь Сретенья Господня.

Утварью достаточна.

Штаты: священник и псаломщик.

Приписанная церковь одна: в деревне Кипиевской во имя святого первомученика архидиакона Стефана. Церковь построена в 1898 г. Освящена в 1903 г.

Приход – село Кычкарское, 3 деревни и 4 выселка (от 22 до 125 верст от приходского храма): всего 262 дворохозяйства, 1002 человека мужского пола, 980 человек женского пола. Всего 1982 человека.

 

№ 19

 

Михаило-Архангельская церковь Новик-Божского Усть-Усинского прихода [20].

Церковь построена в 1893 г. «усердием и тщанием прихожан и на доброхотные пожертвования ижемцев-оленеводов».

Престолов в церкви два: во имя святого Архангела Михаила; во имя святого Пророка Илии.

Утварью достаточна.

Штаты: священник и псаломщик.

Приписные (не указано – церкви или часовни): Усть-Усинская в селе Усть-Усе в 7 верстах и Щельябожская в селе Щельябож в 45 верстах.

Приход – село Новикбож, село Усть-Уса, село Щельябож и одна деревня (от 7 до 60 верст от приходского храма): всего 163 дворохозяйства, 531 человек мужского пола, 535 человек женского пола. Всего 1066 человек.

 

№ 20

 

Николаевская церковь Колвинского прихода [21].

Церковь построена в 1830 г. «на сумму, выданную по Высочайше утвержденному докладу Святейшего Синода из государственного казначейства». Ремонтирована в 1906 г.

Престол в церкви один: во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца.

Утварью достаточна.

Штаты: священник и псаломщик.

Приписная церковь – походная церковь-палатка во имя святителя Николая, с иконостасом на полотне в 6 икон и царских врат. Престол и жертвенник складные.

Приход – село Колва, выселки по рр. Сыне, Усе и Колве, Большеземельская тундра. «Колвинский приход занимает восточную часть Большеземельской тундры. Северная часть его граничит с Ледовитым океаном в 1000 верстах от церкви, и восточная – с Уральским хребтом в 600 верстах. Всего 78 дворохозяйств, 52 чума и 227 кочевых самоедов, 1008 человек мужского пола и 1004 человека женского пола». Всего 2012 человек.

 

№ 21

 

Георгиевская церковь Усинского прихода [22].

Церковь построена 30 июля 1904 г. «тщанием преосвященного Иоаникия, пожертвовавшего на постройку церкви 2345 р., а также тщанием жертвователей кочевников-оленеводов ижемцев и самоедов».

Престол в церкви один: во имя святого великомученика и Победоносца Георгия.

Утварью достаточна.

Штаты: священник и псаломщик.

Приписная походная церковь для совершения богослужений, таинств и треб у жителей поселков прихода и у кочевников-оленеводов. Церковь устроена в 1906 г.

Приход – село Болбан и 36 деревень (от 10 до 225 верст от приходского храма): всего 129 дворохозяйств, 450 человек мужского пола, 433 человека женского пола. Всего 883 человека.

 

№ 22

 

Филипповская церковь Усть-Лыженского прихода [23].

Церковь построена в 1899 г. «тщанием прихожан».

Престол в церкви один: во имя святого Апостола Филиппа.

Утварью достаточна.

Штаты: священник и псаломщик.

Приход – село Усть-Лыжа, одна деревня и один выселок (от 18 до 27 верст от приходского храма): всего 103 дворохозяйства, 352 человека мужского пола, 344 человек женского пола. Всего 696 человек.

 

№ 23

 

Петропавловская церковь Усть-Кожвинского прихода [24].

Церковь построена в 1894 г. «тщанием благотворителей».

Престол в церкви один: во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Утварью не совсем достаточна.

Штаты: священник и псаломщик.

Приход – село Усть-Кожва и 7 деревень (от 17 до 65 верст от приходского храма): всего 204 дворохозяйства, 572 человека мужского пола, 606 человек женского пола. Всего 1178 человек.

 

№ 24

 

Николаевская церковь Оксинского прихода [25].

Церковь построена в 1847 г. «тщанием прихожан, входивших ранее в состав Пустозерского прихода».

Престол в церкви один: во имя святителя Николая Чудотворца.

Утварью достаточна.

Штаты: священник и псаломщик.

Приход – село Оксинское и 3 деревни (от 5 до 25 верст от приходского храма): всего 111 дворохозяйств, 317 человек мужского пола, 328 человек женского пола. Всего 645 человек.

 

№ 25

 

Преображенская церковь Пустозерского прихода [26].

Церковь построена в 1837 г. «на церковные средства и частию прихожан».

Престолов в церкви три: в честь Преображения Господня, освящен в 1853 г.; в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, освящен в 1842 г.; во имя святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, освящен в 1842 г.

Утварью достаточна.

Штаты: священник и псаломщик.

Приписная часовня в Югорском Шаре.

Приход – село Пустозерск и 2 деревни (от 3 до 20 верст): всего 52 дворохозяйства, 163 человека мужского пола, 167 человек женского пола. Всего 330 человек.

 

№ 26

 

Георгиевская церковь Куйского прихода [27].

Церковь построена в 1850 г. «тщанием прихожан».

Престол в церкви один: во имя святого великомученика и Победоносца Георгия.

Утварью достаточна.

Штаты: священник и псаломщик.

Приписная церковь одна: Троицкая в селе Андеге в 14 верстах от с. Куи.

Приход – село Куйское, село Андегское, 3 деревни и один выселок (от 4 до 40 верст от приходского храма): всего 118 дворохозяйств, 301 человек мужского пола, 321 человек женского пола. Всего 622 человека.

 

№ 27

 

Николаевская церковь Великовисочного прихода [28].

Церковь построена в 1872 – 1873 гг. «тщанием местного крестьянина Николая Петровича Дитятева».

Престол в церкви один: во имя святителя Николая Чудотворца.

Утварью достаточна.

Штаты: священник и псаломщик.

Приход – село Великовисочное и 7 деревень (от 9 до 50 верст от приходского храма): всего 163 дворохозяйства, 533 человека мужского пола, 564 человека женского пола. Всего 1097 человек.

 

№ 28

 

Церковь Богоявления Господня Тельвисочного прихода [29].

Церковь построена в 1859 – 1862 гг. «на отпускные средства из Святейшего Синода».

Престол в церкви один: в честь Богоявления Господня.

Утварью достаточна.

Штаты: два священника и два псаломщика.

Приписные две церкви: Спасская церковь на острове Колгуеве в 300 верстах; Николаевская церковь на Югорском Шаре в 700 верстах.

Приход – село Тельвисочное, 2 деревни, Большеземельская тундра и остров Колгуев (деревни на расстоянии от 3 до 6 верст от приходского храма): всего без острова Колгуев 243 дворохозяйства (в том числе 179 чумов), 953 человека мужского пола, 947 человек женского пола. Всего 1900 человек.

Кроме того, «в 7,5 верстном от Тельвисочной церкви расстоянии находится лесопильный завод т-ва «Стела Поларе», где круглый год рабочих, вместе с постоянно служащими, проживает до 500 человек, а в летнее время до 1000 человек. Все они православные.

Кроме самоедов, проживающих и кочующих в Большеземельской тундре, причт ежегодно в летнее время посещает и самоедов, проживающих на острове Колгуеве, отстоящем от прихода в 300 верст. Приблизительное число их хозяйств – 23, мужчин – 60, женщин – 50, детей – 70».

 

Итак, в предреволюционный период в Печорском уезде существовала исторически сложившаяся система приходов. Эта система не была застывшей. Она, по мере необходимости развивалась, появлялись новые приходы. Так, Гамский приход стал самостоятельным в конце XIX века (храм построен в 1900 г.), также как Щельяюрский приход (храм построен в 1890 г., освящен в 1894 г.) и Усть-Лыженский и Усть-Кожвинский приходы (храмы построены соответственно в 1899 и 1894 гг.), Усинский приход – в начале XX века (храм построен в 1904 г.).

Внутри приходов, наряду с главным, приходским храмом, прихожане, для лучшего удовлетворения их религиозных потребностей, строили храмы и часовни, являвшиеся приписными к приходскому храму. Так, в 28 приходах имелась 41 церковь (из них 13 церквей приписных) и 5 часовен.

В приходских храмах, иногда, было более одного престола, то есть фактически в одном здании храма было два или более храмов. Однако, в основном, храмы в уезде были однопрестольными. В четырех храмах (Преображенская и Успенская церкви Ижемского прихода, Вознесенская церковь Мохченского прихода и Преображенская церковь Пустозерского прихода) было по три престола; в  одном (Михаило-Архангельская церковь Новикбожского прихода) – два престола.

Все храмы, за исключением Кирико-Иулиттинской церкви Щельяюрского прихода и Петропавловской церкви Усть-Кожвинского прихода были достаточно обеспечены церковной утварью.

Почти все храмы были обеспечены штатными священно и церковнослужителями. Исключение составляет Зосимо-Савватиевская церковь Замежного прихода, где на время составления отчетов не было в наличии ни священника, ни псаломщика. Всего на приходах Печорского уезда служили один протоиерей, 27 священников, 5 диаконов, 28 псаломщиков. Отмечено также наличие одной просфорни. Вероятно, просфорни были в каждом приходе, но, поскольку они не получали за печение просфор официального денежного содержания, не все приходские священники, при заполнении годовых отчетов – клировых ведомостей, включали их в состав штатных единиц приходской церкви.

Размеры приходов, по расстоянию населенных пунктов от приходского храма, в Печорском уезде были разными. В 12 приходах это расстояние от приходского храма до большинства (или всех) населенных пунктов было менее или равно 10 верстам; в 4 приходах – от 11 до 30 верст. В остальных приходах некоторые населенные пункты располагались на достаточно значительных расстояниях от приходского храма (до 225 верст). Это, на наш взгляд, было связано с процессом освоения территории и основания новых поселений. Там новопоселенцы не успевали, ко времени составления анализируемых документов, построить храмы и создать свои приходы. Особняком стоят приходы Николаевский Колвинский и Богоявленский Тельвисочный, священники которых окормляли ненцев, кочевавших в Большеземельской тундре и проживавших на острове Колгуев и в районе Югорского Шара.

Таким образом, представленные данные свидетельствуют о том, что в Печорском  уезде Архангельской губернии имевшиеся храмы и часовни в целом обеспечивали удовлетворение религиозных потребностей населения. Однако колонизационные процессы и наличие кочевого населения затрудняли удовлетворение религиозных потребностей населения некоторых отдаленных населенных пунктов и кочевий.

 

 

  1. Мацук А.М. Православные приходские храмы Яренского уезда в начале XX века // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. № 2 (22). 2013. С. 33 – 54.
  2. ГУРК НАРК. Ф. 229. Оп. 1. Д. 22. Л. 1 – 11.
  3. Там же. Л. 13 – 23.
  4. Там же. Л. 25 – 33.
  5. Там же. Л. 34 – 42.
  6. Там же. Л. 43 – 49.
  7. Там же. Л. 51 – 58.
  8. Там же. Л. 59 – 65.
  9. Там же. Л. 67 – 74.
  10. Там же. Л. 75 – 82.
  11.  Там же. Л. 83 – 89.
  12.  Там же. Л. 90 – 98.
  13.  Там же. Л. 100 – 108.
  14.  Там же. Д. 31. Л. 1 – 11.
  15.  Там же. Л. 13 – 17.
  16.  Там же. Л. 19 – 25.
  17.  Там же. Л. 26 – 30.
  18.  Там же. Л. 31 – 37.
  19.  Там же. Л. 39 – 46.
  20.  Там же. Л. 47 – 54.
  21.  Там же. Л. 56 – 63.
  22.  Там же. Л. 64 – 70.
  23.  Там же. Л. 71 – 76.
  24.  Там же. Л. 78 – 84.
  25.  Там же. Д. 37. Л. 2 – 9.
  26.  Там же. Л. 10 – 17.
  27.  Там же. Л. 18 – 24.
  28.  Там же. Л. 25 – 31.
  29.  Там же. Л. 33 – 41.

 

© А.М. Мацук

 

Уважаемые коллеги!

Приглашаю Вас стать авторами научного журнала
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

Для этого перейдите по этой ссылке или войдите в раздел Разное - Приглашаем авторов

Также прошу присылать для публикации на сайте нашего журнала информацию о предстоящих научных конференциях, симпозиумах и других форумах, которые будут проходить у Вас

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Журнал создан в сотрудничестве с Министерством регионального развития Российской Федерации

 

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Назад

При перепечатке оригинальных материалов обязательна ссылка на
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

О нас | Карта сайта | Обратная связь | © 2008-2021 Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Rambler's Top100