Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Historical and cultural problems of northern countries and regions

Русский / English

Вопросы истории и культуры северных стран и территорий № 2 (22), 2013 г.

Вопросы истории и культуры

северных стран и территорий

-------------------------------------

Historical and cultural problems

of northern countries and regions

 

Научные статьи

 

 

И.Н. Сивоха

(Салехард, Россия)

 

История Николаевской церкви на Якшинской пристани

 

 

В данной статье автор попыталась собрать воедино некоторые литературные и архивные источники, в которых имеются сведения о церкви, построенной на Якшинской пристани. До сих пор история этой церкви была малоизвестна и не описана в научной и краеведческой литературе. В имеющихся же отрывочных сведениях упоминается лишь о том, кто её построил, и как она называлась.

Посёлок Якша современного Троицко-Печорского района Республики Коми был основан около 1784 года, как Якшинская торговая пристань [1], которая до 1917 года являлась перевалочной базой и центральным складом для всего потока грузов между Камой и Печорой. Тогда административно пристань находилась в Чердынском уезде Пермской губернии.

Как известно, покровителем путешественников и торговцев всегда считался святой Николай Угодник (Чудотворец), поэтому часовни и церкви в честь него часто устанавливались на водных и сухопутных торговых путях. Именно поэтому часовня, а затем и церковь на Якше назывались в честь Николая Угодника.

Сведения о наличии на Якшинской пристани часовни во имя святого Николая Чудотворца встречаются во многих литературных источниках XIX века в том числе, у В.Н. Латкина в его дневниковых записях во время путешествия на Печору в 1840 году [2] и в военно-статистическом обозрении Пермской губернии за 1852 год [3]. 

Краевед Н.Е. Ермилов, проезжая через Якшинскую пристань в 1887 году в своих путевых заметках написал: «Для общественной молитвы на Якшинской пристани имелась выстроенная очень давно часовня во имя Святителя Николая Чудотворца но, по словам местных жителей, служба в ней происходила очень редко. За последние 20 лет священник сюда приезжал всего 3 раза, и то лишь по вызову для крещения новорожденных. Неподалеку от часовни находилось кладбище, на котором были похоронены в старину несколько караульщиков и целовальников. Кладбище представляло собой незначительное возвышение, на котором было 2-3 заброшенные могилы, о которых свидетельствовали полуразрушенные деревянные покрышки в виде полугроба без крестов» [4].

Проезжающий по делам по р. Печоре в 1909 году инженер Попов отмечал, что «…церквей в пределах Чердынского уезда на р. Печоре нет ни одной. Ближайшая церковь есть в селе Тулпан и выстроена она здесь не столько в целях удовлетворения потребности населения в храме, сколько для того, чтобы в лице местного священника постоянно иметь в крае проповедника православия» [5].

Но уже в 1916 году в иллюстрированном ежегодном сборнике Пермского губернского земства была напечатана статья Н.П. Белдыцкого «Торговый путь на Печору», в которой он сообщает о наличии на Якшинской пристани церкви, построенной чердынским купцом Алиным [6].

 

В клировой ведомости по приходу Николаевской церкви села Якши Чердынского уезда Пермской епархии за 1916 год даны следующие сведения.

 

I. Ведомость о церкви Николаевской, состоящей Чердынского уезда Пермской епархии в селе Якшинская пристань за 1916 год.

 

1) Церковь построена в 1915 году тщанием чердынского купца Николая Петровича Алина.

2) Зданием деревянная, с таковою же колокольней.

3) Престолов один - во имя свят. Николая Мирликийского Чуд(отворца).

4) Утварью - достаточна.

5) По штату при ней положены: Указом Святейшего Синода от 16 июня 1916 г. - священник и псаломщик.

6) Жалованья положено: от казны священнику 600 руб. и псаломщику 200 руб.

7) Кружечных доходов за ... год получено: приход открыт в сем году.

8) Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: нет.

9) Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным 98 десят(ин). Количество пахотной и сенокосной земли по отдельности причту не известно. Земля находится в расстоянии до 25 в. от церкви. Всего 98 десят(ин). Земля для церкви отмежевана около 25 лет тому назад, но так как причта до сего года при церкви не было, то землею по настоящее время пользуются крестьяне. Плана на отведенную землю нет; причтом возбуждено ходатайство пред Чердынской уездной землеустр(оительной). комиссией о высылке такового 25 окт. с.г. за № 15.

10) Качество церковной земли: не известно.

11) Средний доход ею приносимый: - …

12) Дома для священно- и церковнослужителей...-  Церковных домов для причта нет; причт живёт на частной квартире.

13) Состояние домов: - …

14) Расстоянием сия церковь от Консистории в 482 верстах, от местного благочинного в селе Покча в 176 верстах, от уездного города Чердыни в 180 верстах, от ближайшей ст(анции). железной дороги в 300 верстах; почтовый адрес церкви: Якшинская пристань Чердынского уезда.

15) Ближайшие к сей церкви: Тулпанская в 74 вер(стах), Корепинская в 96 вер(стах), и Усть-Илычская Вологодской епархии в 100 вер(стах).

16) Приписанных к сей церкви церквей нет, часовен одна: в деревне Усть-Пожег и одна на волоку.

17) Домов кладбищных и молитвенных домов, к сей церкви приписанных нет.

18) Опись церковному имуществу составляется.

19) Приходо-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью даны 18 октября 1916 года, ведутся, хранятся в целости.

20) Копии с метрических книг хранятся в целости с сего года.

21) В обыскной книге, выданной в сем году октября 18 дня, за шнуром и печатью, писанных листов семь, 100 не писанных.

22) Исповедные росписи составляются.

23) Книги до церковного круга подлежащие - есть. В церковной библиотеке находится книг для чтения предназначенных томов -  …

24) Церковные деньги в целости за ключем старосты и печатью церковною.

25) Имеющиеся в приходе школы земские: Усть-Пожегская в 25 вер(стах), учеников в ней мальчиков 11 и девочек 6; Усть-Волостницкая в 35 вер(стах), мальчиков в ней обучается 14 и девочек - 7. Церковной школы в приходе нет.

26) При церкви состоит старостой церковным крестьянин Иван Михаилов Серебренников, который должность свою проходит с сего года; 7 мая призван в действ(ующую) армию. Обязанность церк(овного) старосты исполняет кандидат Александр Михаилов Серебренников.

27) Преосвященный в последний раз посетил приход в ….. году.

 

II. Послужные списки священно-церковно-служителей с их семействами и церковных старост и сведений о вдовах и сиротах, подведомственных церкви.

 

Священник Сергий Алексиев Чесноков, сын крестьянина, родился 14-го марта 1892 года; жалованья получает от казны 600 руб. в год. Недвижимого имущества ни у самого, ни у жены нет.

Обучался в Кунгурск(ом) городск(ом) училище; курса не окончил выбыл по домашним обстоят. из 4-го класса - 7 ноября 1907.

Сдал экзамен на псаломщика 3 июня 1908 г.

Определен и.д. псаломщика к Урминской Рождество-Богородицкой единоверческой церкви Кунгурского у. 3 окт. 1908 г.

Принят в духовн(ое) звание и утвержден в должности псаломщика 22 сентября 1910 г.

По прошению перемещен на псаломщическую вакансию к православной церкви села Воскресенского Соликамского уезда 27 октября 1910 г.

По прошению перемещен на ту же должность к Усть-Игумской Николаевской церкви Соликамского уезда с возведением в сан диакона 10 февраля 1911 г.

При Пермской Испытательной Экзамен. Комиссии сдал экзамен на священника 17 февр. 1916 г. Назначен на священнич(ескую) вакансию к сей церкви 3 авг. 1916 г.

Его Преосвященством, Преосвященнейшим Пименом, Начальником миссии, что в Персии, рукоположен в сан священника 4 сент. 1916 г.

В 1915 г. был на Миссион(ерских). курсах имеет удостоверение.

Отношением Инспектора Народных училищ 2-го района Чердынского уезда от 29 сент. 1916 назначен законоучителем Усть-Пожегского училища, но за дальностью расстояния (25 верст, и неудобству путей сообщения от несения обязанностей законоучителя отказался.

Указы и ставленные грамоты имеет.

Взысканиям по суду не подвергался и ныне под судом или следствием не состоит.

Женат. Жена Варвара Порфирьева, род. 4 декабря 1891 г. Дети: Галина, род. 2 апр. 1911 г., Александра, род. 30 окт. 1913 г., Иулия, род. 9 мая 1916 г.

Вр(еменно) и(сполняющему) об(язанности) псаломщика Сергию Симонову зять.

Поведения отлично хорошего.

 

Вр(еменно) и(сполняющий) об(язаннисти) псаломщика Сергий Порфирьев Симонов, сын крестьянина, родился 14-го марта 1898 г. Казенного жалованья получает 200 руб. в год. Недвижимого имущества не имеет.

Резолюциею Его Преосвященства, Преосвященнейшего Андроника от 2-го сентября 1916 года вр(еменно) допущен к испр(авлению) об(язанности) псаломщика при сей церкви.

Взысканиям по суду не подвергался и ныне под судом или следствием не состоит.

Холост.

Священнику Сергию Чеснокову шурин.

Поведения весьма хорошего.

 

Церковный староста Иван Михаилов Серебренников, местный крестьянин. Недвижимое имущество есть.

Резолюцией Его Преосвященства от 26 февр. 1916 года утвержден в должности церковного старосты.

7 мая мобилизован и в настоящее время находится в действующей армии. Находится на военной службе.

 

III. Ведомость о приходе.

 

В селе Якше 5 домов, 14 муж., 17 жен.

В деревне Усть-Пожег 6 домов, 10 муж., 11 жен. От церкви в 25 верстах.

В деревне Волоснице 1 дом, 1 муж., 3 жен. От церкви в 35 верстах.

В деревне Курье 1 дом, 1 муж., 3 жен. От церкви в 37 верстах.

В деревне Пачгиной -  ?. От церкви в 57 верстах.
Итого в приходе 13 домов, 26 муж., 34 жен.

В том числе: духовных 1 дом, 2 муж., 4 жен.; крестьян 12 домов, 24 муж., 30 жен.

Кроме того, в пределах прихода имеют жительство: раскольников безпоповцев 53 дома, 210 мужчин, 220 женщин.

Итого 66 домов, 236 муж., 254 жен.

 

К сей ведомости Николаевской церкви села Якши Чердынского уезда священник Сергий Чесноков подписуюсь.

 

К сей ведомости Николаевской церкви села Якши Чердынского уезда вр. и. об. псаломщика Сергий Симонов подписуюсь [7].

 

На основании июльских постановлений ВЦИК (1.07.1925 г., протокол № 2, параграф 32), Окрплана при Верхнекамском Окрисполкоме (12.07.1925 г., протокол № 36) и Президиума Коми облисполкома (17.07.1925 г., протокол № 34, параграф. 113) произведено установление новых границ между Уральской областью и областью Коми. В результате этого, населённые пункты Уральской области пос. Якша и пос. Мамыли (Курьинского с/совета), а также пристань Усть-Еловка (Фадинского с/совета) были переданы в Коми автономную область [8]. Передача муниципализированных строений и имущества, находящихся в этих населённых пунктах зафиксирована актом и описями. В список муниципализированных строений и имущества, находящихся на Якшинской пристани и подлежащих передаче в область Коми входила и Николаевская церковь.

В описи имущества Якшинской Николаевской церкви по состоянию на 20 июля 1925 года даётся её описание.

Церковь была деревянная с железной крышей, окон 7, рам 12, печей две – одна голландская и одна железная, две двойных двери, вокруг церкви деревянная ограда. Церковь имела четыре медных колокола весом: 9 пудов 36 фунтов (151,1 кг); 2 пуда 0,5 фунта (33 кг); 32,5 фунта (13,3 кг); 29,875 фунтов (12,2 кг).

Далее в описи перечислено внутреннее имущество церкви:

 

Иконы:

Иконы в алтаре: Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова, Богоматери – 3 шт.;

Образ Воскресения Христова на полотне в золоченой раме – 1 шт.;

Икона Святой Параскевы – 1 шт.;

Икона Святителя Николая – 1 шт.;

Иконостас – 1

Икон мелких – 36 шт.

Напрестольный ковчег медный золочёный – 1 шт.; (мощевик внутри которого должны размещаться реликвии – примеч. автора)

Евангелие медное золочённое, 6 листов – 1 шт.

Евангелие медное золочённое, 6 1/2 листа – 1 шт.

Евангелие медное золочённое, 1/4 листа – 1 шт.

Крест напрестольный – серебро 84 пробы с эмалью – 1 шт. (в Православной церкви распятие, хранящееся на престоле в алтаре храма. Напрестольный  крест  вместе с антиминсом и напрестольным Евангелие является обязательной принадлежностью алтаря. Напрестольный  крест  используется для осенения верующих в конце литургии, этим  крестом  освящается вода (крест  водосвятный) на Богоявление и при особо торжественных молебнах – примеч. автора)

Крест напрестольный серебро 84 пробы – 1 шт.

Крест требный медный – 1 шт. (используется для совершения церковных таинств вне храма, «на выезде», в походных условиях – примеч. автора)

Крест пасхальный трёхсвечный медный золочёный – 1 шт.

Потир с прибором, корец серебряный позолочёный – 1 шт.; (Поти?р - сосуд для христианского богослужения, применяемый при освящении вина и принятии причастия – примеч. автора).

Копие – 2 шт.; (плоский железный нож в виде наконечника  копья, заостренный с двух сторон, вставленный в деревянную или костяную рукоять – примеч. автора)

Трёхсвечник медный посеребренный – 1 шт.;

Кадило медное – 1 шт.;

Кропило – 2 шт.;

Водосвятная чаша – 1 шт.;

Плащаница б/гроба – 1 шт. (плат с изображением тела Иисуса Христа (после снятия с Креста) или усопшей Богородицы. Плащаница Иисуса Христа употребляется во время богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы, плащаница Богородицы - в богослужении Успения – примеч. автора)

Облачений священнических из разной материи – 9 шт.;

Облачение диаконское – 1 шт.;

Воздухи – 7 шт.; (большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа – примеч. автора)

Подрясники – 13 шт. (длинная одежда до пят с длинными узкими (в отличие от рясы) рукавами. Подрясник – нижнее облачение православного духовенства. Возможно, в описи была опечатка и подразумевались подризники. Подризник надевался священником при совершении литургии – примеч. автора)

Пелена на престол – 6 шт.; (покров, которым накрывают престол со всеми находящимися на нем священными предметами по окончании богослужения. Пелена символизирует покрывало тайны, которое скрывает святыни от глаз непосвященных – примеч. автора).

Подсвечники – 6 шт.;

Хоругвь - 2 пары; (укрепленное на длинном древке полотнище с изображением Иисуса Христа, Богородицы или святых. Во время крестного хода  хоругви  несут впереди шествия – примеч. автора).

Панихидное серебро – 1;

Жертвенник – 1 шт.

Аналой – 3 шт. (высокий четырёхугольный столик с покатым верхом, используется при богослужении – примеч. автора)

Стол – 2 шт.

Конторка с тремя отделами – 1 шт.

Заставок – 4

Лампадка стеклянная – 1

Фонарь деревянный – 1

Фонарь на палке – 1

Ковёр малый – 2

Ковёр большой – 1

Купель медная – 1

Умывальник медный – 1

Венцы медные – 2

Ящик деревянный под одежду – 1

Поясов разных – 10

Рукавники – 20

Парча – 2

Платок большой – 1

Книг разных – 33 шт.

Всего на 1596 рублей 65 копеек

Опись подписана представителями Уралоблисполкома Верхнекамского округа, Коми области, Усть-Куломского УИКа и Ныробского РИКа [9].  

После муниципализации здание церкви пустовало недолго. Там было основано общежитие для рабочих лесопункта, которое просуществовало до начала 1936 года. В это время в Якшу из с. Усть-Илыч была переведена центральная усадьба Печоро-Илычского заповедника. Из Якши началось выселение лесопункта и отдела рабочего снабжения (ОРСа). В 1937-1938 гг. в здании церкви открыли клуб. В 1947-1948 гг. в клубе появилась передвижная киноустановка. Немой фильм, который был продемонстрирован впервые, назывался «Красный галстук». В начале 1950-х гг. в клубе в нескольких шкафах хранились книги и периодика заповедника, которые выдавались сотрудникам для чтения.  В июле 1953 года в сделанной к клубу пристройке  открыли сельскую библиотеку.

Библиотека была закрыта в июне 1997 года, а киноустановка в 2000 году. В начале сентября 2003 года пустующую библиотеку подожгли подростки. Здание сильно выгорело изнутри. Останки клуба-библиотеки разобрали весной 2004 года.

До недавнего времени трудно было представить, как выглядела Якшинская Николаевская церковь. В 2011 году в Интернете на одном из сайтов об иностранной военной интервенции в России появилась фотография, сделанная британским журналистом на Якшинской пристани в 1919 году [10]. На фото изображены некоторые жилые постройки пристани, в том числе и Николаевская церковь.

 

church

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники

 

1. Богословский С.С. К истории эксплуатации Печорского волока в 19 веке (по архивным данным). Пермский краеведческий сборник. Вып.4. Пермь, 1928. С. 176 - 179.

2. Латкин В.Н. Дневник во время путешествия на Печору в 1840 и в 1843 гг. Записки Императорского русского географического общества. Книга 7, под редакцией А.В. Никитенко. СПб. 1853. С. 19.

3. Военно-статистическое обозрение Российской империи. Том XIV. Часть 1. Пермская губерния. СПб, напечатано в типографии Департамента генерального штаба, 1852 г. С. 31 - 32.

4. Ермилов Н.Е. Поездка на Печору. Путевые заметки. Архангельск, губернская типография, 1888 г. С.42 - 43.

5. Торговый путь в Печорский край с реки Камы. Инженер Попов. Ежемесячный журнал императорского общества судоходства «Русское судоходство». № 7. Июль. СПб., 1909, С.1 - 6.

6. Белдыцкий Н.П. Торговый путь на Печору. Иллюстрированный сборник-ежегодник Пермского губернского земства. 1916 г. Вып. 2. Отдел 2: Из природы и быта Пермского края. С. 167.

7. Государственный архив Пермского края. Ф. 258, Оп. 1. Д. 17. Л. 163 – 170. Клировая ведомость по приходу Николаевской церкви села Якши Чердынского уезда Пермской епархии за 1916 год.

8. Национальный архив Республики Коми. Ф. Р-3. Оп.1. Д. 226; Государственный архив Пермского края. Ф. Р-1423. Оп. 1. Д. 49. Л. 11 - 28.

9. Государственный архив Пермского края. Ф. Р-1423. Оп. 1. Д. 49. Л. 11 - 28.

10. http://humus.livejournal.com/2227844.html - сайт на котором найдено фото церкви.

 

 

© И.Н. Сивоха

 

Уважаемые коллеги!

Приглашаю Вас стать авторами научного журнала
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

Для этого перейдите по этой ссылке или войдите в раздел Разное - Приглашаем авторов

Также прошу присылать для публикации на сайте нашего журнала информацию о предстоящих научных конференциях, симпозиумах и других форумах, которые будут проходить у Вас

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Журнал создан в сотрудничестве с Министерством регионального развития Российской Федерации

 

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Назад

При перепечатке оригинальных материалов обязательна ссылка на
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

О нас | Карта сайта | Обратная связь | © 2008-2021 Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Rambler's Top100