Вопросы истории и культуры
северных стран и территорий
-------------------------------------
Historical and cultural problems
of northern countries and regions
Научные статьи
А.М. Мацук
(Сыктывкар, Россия)
Православные приходские храмы Усть-Сысольского уезда в начале XX века
Предлагаемая статья представляет собой часть большой работы по обнародованию данных о православных приходах в предреволюционный период на территории Европейского северо-востока. Вся работа разделена нами на три части, в соответствии с административно-территориальными единицами (уездами), на которые делилась тогда указанная территория. В предыдущем номере журнала опубликована наша статья о православных приходах Яренского уезда [1], в которой приводится обоснование указанной проблемы.
В этой статье поставленный вопрос будет рассмотрен нами на материалах клировых ведомостей приходов Вологодской епархии, расположенных в Усть-Сысольском уезде Вологодской губернии за 1914 год. Документ отложился в фонде Усть-Сысольского уездного духовного правления Вологодской губернии Национального архива Республики Коми (Ф. 230. Оп. 1. Д. 353. 862 л.) В Усть-Сысольском уезде приходы были разделены на 6 благочиннических округов. Всего в уезде было 60 приходов.
Как и в статьях по православным приходам Яренского и Печорского уездов [2], из большого круга разных данных, помещенных в клировых ведомостях, для данной статьи мы выбрали сведения о времени постройки приходского храма (включая приписанные к главному храму церкви); о наименовании главного и предельных престолов; об обеспечении приходской церкви церковной утварью и о штате церковного клира конкретного прихода. Кроме того, мы обращаем внимание на численность прихожан и на территориальную величину приходов (сведения об отдаленности наиболее дальних населенных пунктов прихода от приходского храма). Мы постарались максимально сохранить стиль составителей данных – приходских священников. Названия церквей и населенных пунктов приводятся исключительно в стиле документа.
№ 1
Усть-Сысольский Троицкий собор [3]. В приходе два главных храма: Троицкий и Покровский соборы.
Троицкий собор построен в 1753 – 1776 гг. «тщанием жителей города Усть-Сысольска и на добровольные пожертвования». (По данным клировых ведомостей 1896 г. – освящен в 1768 г. [4]). Покровский собор, по данным клировых ведомостей 1896 г., построен по указу от 10 апреля 1733 г., освящен в 1740 г. Надстроенная над ним Спасская церковь построена по указу от 9 марта 1792 г., освящена в 1808 г. [5].
Престолов в соборах семь: в Троицком соборе три престола: во имя Святой Живоначальной Троицы; во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла; во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
В Покровском соборе четыре престола: в нижней части три престола: в честь Покрова Божией Матери; во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; во имя великомученика и Победоносца Георгия; в верхней части один престол: в честь Нерукотворенного Образа Христа Спасителя.
Утварью достаточны.
Штаты: протоиерей, три священника, диакон и четыре псаломщика.
Приписных храмов – шесть, часовен – две.
Приписные храмы: городской Стефановский. Построен в 1856 – 1896 гг. «тщанием прихожан г. Усть-Сысольска и на добровольные пожертвования».
Престолов в храме три: в нижней части два престола: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; во имя святого мученика Харалампия; в верхней части один престол: во имя святителя Стефана епископа Пермского.
Утварью достаточна.
Кладбищенская Вознесенская церковь. Построена по указу 1811 года.
Престолов в церкви три: в честь Вознесения Господня; во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца; во имя святителя Алексия митрополита Московского.
Утварью достаточна.
Тюремная Богородская церковь. Построена в 1904 г. «тщанием Тюремного комитета».
Престол в церкви один: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Утварью бедна.
Городская Воскресенская церковь. Построена в 1891 – 1897 гг. в слободке Изкар «тщанием жителей слободки Изкар».
Престол в церкви один: в честь Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Утварью бедна.
Кочпонская Казанская церковь. Построена в 1899 г. вместо сгоревшей «тщанием жителей деревни Кочпонской».
Престол в церкви один: в честь иконы Божией Матери «Казанская».
Утварью бедна.
Нижнеконская Крестовоздвиженская церковь. Построена в слободке Нижний Конец в 1909 – 1912 гг. «тщанием жителей слободки Нижний Конец».
Престол в церкви один: в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня.
Утварью бедна.
Приход – город Усть-Сысольск и две деревни (от 4 до 5 верст от приходского храма): всего 771 дворовладение, 2358 человек мужского пола, 2483 человека женского пола, всего 4841 человек.
№ 2
Николаевская церковь в селе Слобода [6].
Церковь построена в 1889 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви три: во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца; во имя святого Пророка Илии; во имя святого преподобного Серафима Саровского.
Утварью бедна.
Штаты: священник и псаломщик.
На кладбище имеется приписной молитвенный дом.
Приход – село Слобода, две деревни и один поселок (от 1 до 15 верст от приходского храма): 239 дворовладений, 660 человек мужского пола, 679 человек женского пола, всего 1339 человек.
№ 3
Богоявленская церковь в селе Зеленце [7].
Церковь построена в 1830 г. «тщанием прихожан».
В церкви три престола: в честь Богоявления Господня; в честь Рождества Пресвятой Богородицы; во имя святого Пророка Илии.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, диакон, псаломщик.
Приписанных к церкви часовен – восемь: в деревнях Нижнем и Верхнем Парчегах, Койтыбоже, Чукачеве, Белозерской, Новой, Виляди и Пешко-Пиане.
Приход – село Зеленецкое и 8 деревень (от 0,5 до 12 верст от приходского храма): 542 дворовладения, 1400 человек мужского пола, 1433 человека женского пола, всего 2833 человека.
№ 4
Церковь Сретения Господня в селе Вильгорте [8].
Церковь построена в 1848 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви три: в честь Сретения Господня, освящен в 1848 г.; во имя святителя Стефана епископа Пермского, освящен в 1849 г.; во имя святого Пророка Божия Илии, освящен в 1852 г.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, диакон, псаломщик.
Приписных к церкви часовен две: в деревне Давской, во имя святой великомученицы Параскевы; в деревне Давпонской, во имя преподобного Серафима Саровского Чудотворца; один молитвенный дом – в деревне Ляпыдской, во имя Всех Святых.
Приход – село Вильгортское и 6 деревень (от 1 до 3 верст от приходского храма): 574 дворовладения, 1673 человека мужского пола, 1811 человек женского пола, всего 3484 человека.
№ 5
Михаило-Архангельская церковь в селе Шошки [9].
Церковь построена в 1836 – 1848 гг. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви три: во имя Архистратига Божия Михаила; во имя святителя Николая Чудотворца; во имя священномученика Власия, епископа Севастийского Чудотворца.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных к церкви часовен две: в деревне Граддорской, во имя священномученика Власия епископа Севастийского; в деревне Грендинской, во имя святого великомученика Георгия.
Приход – село Шешкинское, одна деревня и один починок (от 5 до 6 верст от приходского храма): 356 дворовладений, 960 человек мужского пола, 1032 человека женского пола, всего 1992 человека.
№ 6
Пажгинская Благовещенская церковь [10].
Церковь построена в 1835 г. «тщанием прихожан». Верхний этаж и колокольня достроены в 1840 г. и освящены в 1847 г.
В церкви престолов два: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, диакон и псаломщик.
Приписанных к церкви часовен пять: в деревне Гарьинской, во имя святителя Николая Чудотворца; в деревне Парчемской, в честь Нерукотворенного Образа Спаса; в деревне Разгортской, в честь Преображения Господня; в деревне Борисовской первой, во имя Стефана епископа Пермского; в деревне Борисовской второй, в честь Казанской иконы Божией Матери.
Приход – село Пажгинское и 4 деревни (от 1 до 4 верст от приходского храма): 598 дворовладений, 1633 человека мужского пола, 1678 человек женского пола, всего 3311 человек.
№ 7
Церковь святого великомученика Димитрия в Нювчимском чугунолитейном заводе Благовещенской волости [11].
Церковь построена в 1824 г. «тщанием опекунши завода, жены штабс-капитана, Александры Ивановой Голохвастовой и прихожан».
В церкви два престола: во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла; святого великомученика Димитрия Селунского.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписная часовня одна – на кладбище.
Приход – село Нювчим: 94 дворовладения, 293 человека мужского пола, 292 человека женского пола, всего 585 человек.
№ 8
Ибская Вознесенская церковь [12].
Церковь построена в 1825 г. «тщанием прихожан», освящена в 1835 г.
Престолов в церкви три: в честь Вознесения Господня; во имя святого Пророка Божия Илии; во имя святителя Николая Чудотворца.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, диакон, псаломщик.
К церкви приписных церквей одна, часовен – семь.
Приписная церковь Чюлибская Параскевская.
Церковь построена в 1846 г.
Престол в церкви один: во имя святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы.
Данных о месте расположения часовен нет.
Приход – село Ибское и 7 деревень (от 1 до 6 верст от приходского храма): 704 дворовладения, 2142 человека мужского пола, 2314 человек женского пола, всего 4456 человек.
№ 9
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Межадорском [13].
Церковь построена в 1849 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви два: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы; в честь Преображения Господня.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных к церкви часовен – шесть.
Место расположения часовен не указано.
Приход – село Введенское Межадорское и 9 деревень (от 0,5 до 8 верст от приходского храма): 326 дворовладений, 1049 человек мужского пола, 1070 человек женского пола, всего 2119 человек.
№ 10
Церковь Воздвижения Креста Господня в селе Чукломе [14].
Церковь построена в 1863 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви два: в честь Воздвижения Креста Господня; во имя святителя Василия Великого.
Утварью не достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
К церкви один приписной молитвенный дом в деревне Старом Чукломе.
Приход – село Чуклом, 5 деревень и 7 починков (от 0,5 до 4,5 верст от приходского храма): 228 дворовладений, 658 человек мужского пола, 760 человек женского пола, всего 1418 человек.
№ 11
Богородице-Рождественская церковь в селе Вотче [15].
Церковь построена в 1829 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви четыре: в честь Рождества Пресвятой Богородицы; во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских; во имя святых мучеников Флора и Лавра; во имя святителя Тихона Амафунтского.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, диакон и псаломщик.
Приписанных к сей церкви церквей – одна, часовен – четыре, кладбищенских молитвенных домов – один.
Приписная церковь Стефановская в селе Вотче.
Церковь построена в 1897 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви три: во имя святителя Стефана епископа Пермского; в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; во имя святого великомученика Пантелеимона.
Утварью не достаточна.
Приход – село Вотчинское и 11 деревень (от 0,5 до 20 верст от приходского храма): 549 дворохозяйств, 1729 человек мужского пола, 1872 человека женского пола, всего 3601 человек.
№ 12
Церковь Живоначальной Троицы в селе Визинге [16].
Церковь построена в 1824 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви три: во имя Живоначальной Троицы; во имя святого великомученика Георгия; во имя преподобного Симеона Столпника.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, диакон, псаломщик.
Приписных к церкви часовен – семь: в деревнях: Коршуновской, Чераневой, Раевской, Кычан-Ибской, Тебеньковской, Носковской и Верхнем Конце.
Приход – село Визингское и 16 деревень (от 1 до 8 верст от приходского храма): 619 дворовладений, 2024 человека мужского пола, 1995 человек женского пола, всего 4019 человек.
№ 13
Христорождественская церковь в селе Лозымском [17].
Церковь построена в 1904 г. «тщанием прихожан на местные средства с помощью добровольных пожертвований», освящена в 1905 г.
Престол в церкви один: в честь Рождества Христова.
Утварью малодостаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписная к церкви часовня одна – в селе Лозымском во имя Николая Чудотворца.
Приход – село Лозымское и одна деревня (11 верст от приходского храма): 192 дворовладения, 575 человек мужского пола, 617 человек женского пола, всего 1192 человека.
№ 14
Церковь святого великомученика Георгия в селе Гриве [18].
Церковь построена в 1833 г. «тщанием прихожан», в 1905 году значительно расширена пристройкой алтаря и надстройкой средней части храма.
Престолов в церкви два: во имя святого великомученика Георгия; во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных к церкви часовен четыре: в деревнях: Завраге, Летме и две часовни в Березнике.
Приход – село Гривенское и 4 деревни (от 1 до 10 верст от приходского храма): 233 дворовладения, 719 человек мужского пола, 748 человек женского пола, всего 1467 человек.
№ 15
Афанасьевская церковь в селе Ужгинском [19].
Церковь построена в 1858 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви три: в честь Рождества Христова; во имя святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских; во имя святителя Тихона Амафунтского.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
К церкви приписанных часовен – пять. Данных о месте расположений часовен нет.
Приход – село Ужгинское и 6 деревень (от 1 до 15 верст от приходского храма): 152 дворовладения, 600 человек мужского пола, 618 человек женского пола, всего 1218 человек.
№ 16
Церковь Нерукотворенного Образа Христа Спасителя в селе Кибре [20].
Церковь построена в 1840 г. «тщанием прихожан и частных благотворителей».
В церкви два престола: во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; в честь Нерукотворенного Образа Христа Спасителя.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, диакон и псаломщик.
Приписанных к церкви часовен – десять: в деревнях: Ягибской, Ждановской, Расспинской, Шоръиылской, Ибпонской, Энтыльской, Матигасьевской, Момской, Шерпонской и Раевсиктской.
Приход – село Спасское, 34 деревни и один починок (от 1 до 24 верст от приходского храма): 602 дворовладения, 1966 человек мужского пола, 2115 человек женского пола, всего 4081 человек.
№ 17
Спасская церковь в селе Койгородском [21].
Старая церковь Параскевская построена в 1807 г. «тщанием прихожан», новая церковь Спасская построена в 1902 г. «тщанием прихожан же».
Престол в старой церкви один: во имя святой великомученицы Параскевы.
Престолов в новой Спасской церкви три: в честь Нерукотворенного Образа Христа Спасителя; два других престола не освящены.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных к церкви церквей – одна, часовен – шесть: в погосте Спасском, в честь Преображения Господня; в деревне Турганской, во имя святого Георгия Победоносца; в деревне Вадорской, во имя святителя Николая Чудотворца (9 мая); в деревне Вадорской (Верхний Конец), во имя святителя Николая Чудотворца (6 декабря); в деревне Венибской, в честь Рождества Богородицы; в местности «Лопырь», во имя святой мученицы Параскевы.
Приписная к Спасской церкви Крестовоздвиженская церковь в деревне Коберской.
Построена церковь в 1865 г. «тщанием Министерства государственных имуществ», в 1914 г. «тщанием прихожан» отремонтирована.
Престол в церкви один: в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня.
Приписанная к этой церкви часовня одна – в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня.
Приход – село Спасское и 4 деревни (от 1 до 57 (деревня Коберская) верст от приходского храма): 335 дворовладений, 1164 человека мужского пола, 1199 человек женского пола, всего 2363 человека.
№ 18
Церковь святителя Димитрия в Кажимском железоделательном и чугуноплавильном заводе [22].
Церковь построена в 1826 г. «тщанием заводовладельцев Николая Иаковлева Курочкина и Николая Николаева Бобарыкина».
Престолов в церкви три: во имя святителя Димитрия митрополита Ростовского; во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского Чудотворца; во имя святителя Иоанна архиепископа Новгородского.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных к церкви часовен три: в поселке Ком, во имя Архистратига Михаила; на Коберской пристани; на приходском кладбище, во имя святого Пророка Илии.
Приход – Кажимский завод и один поселок (25 верст от приходского храма): 165 дворовладений, 484 человека мужского пола, 501 человек женского пола, всего 985 человек.
№ 19
Церковь святого праведного Прокопия Устюжского Чудотворца в Нючпасском заводе [23].
Церковь построена в 1903 г. «тщанием прихожан».
Престол в церкви один: во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца (так в тексте – А.М.)
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приход – в заводе Нючпасском: 49 дворовладений, 139 человек мужского пола, 143 человека женского пола, всего 282 человека.
№ 20
Николаевская церковь в селе Чукаибе [24].
Церковь построена в 1863 г. «тщанием прихожан и частных благотворителей».
Престолов в церкви два: во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца; во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных к церкви часовен – три. Данных о месторасположении часовен нет.
Приход – село Чукаибское и 4 деревни (от 0,5 до 11 верст от приходского храма): 120 дворовладений, 387 человек мужского пола, 406 человек женского пола, всего 793 человека.
№ 21
Николаевская церковь в селе Пыелдине [25].
Церковь построена в 1850 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви три: во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца; во имя святого Прокопия праведного; в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, диакон и псаломщик.
Приписная к церкви церковь одна, часовен «в деревнях прихода» - восемь.
Приписная церковь – на приходском кладбище во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца.
Церковь построена в 1884 г.
Приход – село Пыелдинское Николаевское, 20 деревень и один починок (от 0,5 до 20 верст от приходского храма): 483 дворовладения, 1558 человек мужского пола, 1704 человека женского пола, всего 3262 человека.
№ 22
Богородице-Рождественская церковь в селе Палауз [26].
Церковь построена в 1850 – 1875 гг. «тщанием прихожан и частных благотворителей».
Престолов в церкви три: во имя святителя Василия Великого, освящен в 1863 г.; во имя святителя Тихона Амафунтского Чудотворца, освящен в 1870 г.; в честь Рождества Пресвятой Богородицы, освящен в 1879 г.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных к церкви часовен «в приходе находится пять». Месторасположения их не указано.
Приход – село Палаузское и 7 деревень (от 0,75 до 12 верст от приходского храма): 233 дворовладения, 687 человек мужского пола, 763 человека женского пола, всего 1450 человек.
№ 23
Церковь святителя Николая Чудотворца в селе Объячево [27].
Церковь построена в 1808 – 1809 гг. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви три: во имя святителя Николая Чудотворца; в честь Рождества Христова; во имя Пророка Илии.
Утварью достаточна.
Штаты: два священника, диакон, два псаломщика.
Приписанных к церкви церквей одна, часовен – пять: в деревне Палевской, в честь Покрова Пресвятой Богородицы; в деревне Маловильгортской, в честь Преображения Господня; в деревне Миляшевской, во имя святого великомученика Димитрия Селунского; в деревне Березницкой, в честь Преображения Господня; в деревне Векшорской, во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Приписная церковь в селе Читаеве, во имя великомученика Димитрия Селунского. Церковь освящена 4 марта 1914 г.
Приход – село Объячево и 15 деревень (от 1 до 31 версты от приходского храма): 702 дворовладения, 2399 человек мужского пола, 2379 человек женского пола, всего 4778 человек.
№ 24
Церковь Успения Божией Матери в селе Лоемском [28].
Церковь построена в 1882 – 1884 гг. «тщанием прихожан».
В церкви три престола: в честь Успения Божией Матери; в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; во имя святителей Афанасия и Кирилла патриархов Александрийских.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, диакон и псаломщик.
Приписанных к церкви часовен – четыре: в деревне Грамаковской; в деревне Анкирской; в деревне Кузнецовской; в деревне Васильевской.
Приход – село Лоемское и 27 деревень (от 1 до 16 верст от приходского храма): 426 дворовладений, 1543 человека мужского пола, 1676 человек женского пола, всего 3219 человек.
№ 25
Церковь Спасо-Преображенская в селе Спаспорубе [29].
Церковь построена в 1856 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви три: в честь Преображения Господня; в честь Богоявления Господня; во имя Живоначальной Троицы.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, диакон, псаломщик.
Приписанных к сей церкви церквей одна: Порубская Симеоновская; часовен – семь: Спиринская, Мишаковская, Ракинская, Кероская, Кулимская, Каловская, Раевская.
Приход – село Спаспорубское и 21 деревня (от 0,25 до 24 верст от приходского храма): 618 дворовладений, 1878 человек мужского пола, 2151 человек женского пола, всего 4029 человек.
№ 26
Церковь Спасская в селе Черныше [30].
Церковь построена в 1886 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви два: в честь Нерукотворенного Образа Спасителя; во имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных к церкви часовен – две: «одна вблизи церкви, другая в деревне Васильевской».
Приход – три деревни (от 0,5 до 2 верст от приходского храма): 134 дворовладения, 547 человек мужского пола, 519 человек женского пола, всего 1066 человек.
№ 27
Церковь святого Апостола и архидиакона Стефана в селе Ношуль [31].
Церковь построена в 1814 г.
Престолов в церкви три: во имя святого Апостола первомученика и архидиакона Стефана; в честь иконы Божией Матери «Казанская»; во имя великомученицы Параскевы.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, диакон и псаломщик.
Приписанных к церкви часовен – две: в деревне Тереховской, в честь Успения Божией Матери; в починке Левском, в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня.
Приход – село Ношуль, 11 деревень, один починок и «мелкие починки разных наименований» (от 0,5 до 60 верст от приходского храма): 589 дворовладений, 1755 человек мужского пола, 1860 человек женского пола, всего 3615 человек.
№ 28
Спасо-Преображенская церковь в селе Летке [32].
«Когда церковь построена – неизвестно», освящена в 1830 г.
Престолов в церкви два: в честь Преображения Господня; во имя святителей Афанасия и Кирилла патриархов Александрийских.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, диакон и псаломщик.
Приписанных к сей церкви церквей – одна, часовен – три.
Приписанная церковь во имя святителя Василия Великого в починке Луза.
Церковь построена на средства Великоустюжского Стефано-Прокопьевского братства.
Освящена 18 марта 1906 г.
Часовни: в починке Уле, во имя Архистратига Михаила; в починке Худышине, во имя святого великомученика Георгия; в деревне Осиногорской, в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Приход – село Летка, 8 деревень, 12 починков (от 1 до 123 верст от приходского храма): 447 дворовладений, 1542 человека мужского пола, 1584 человек женского пола, всего 3126 человек.
№ 29
Церковь Преображения Господня в селе Небдине [33].
Две главных церкви. Преображенская церковь построена в 1819 г. «тщанием прихожан взамен первоначальной Афанасьевской, сооруженной в 1717 г.».
Вторая церковь Петропавловская. Церковь построена в 1785 г.
Престолов в Преображенской церкви три: в честь Преображения Господня; во имя святителей Афанасия и Кирилла; во имя святителя Стефана.
В Петропавловской церкви престол один: во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Утварью достаточны.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных часовен – четыре: в деревне Тимофеевской, во имя святителя Николая; в деревне Онуфреевской, во имя святого Пророка Илии; две в селе Небдине, во имя святителя Модеста Иерусалимского и в честь Преображения Господня.
Приход – село Небдино, 4 деревни и один починок (от 2 до 6 верст от приходского храма): 310 дворовладений, 917 человек мужского пола, 1010 человек женского пола, всего 1927 человек.
№ 30
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Корткеросском [34].
Церковь построена в 1818 г. «тщанием прихожан сей церкви».
Престолов в церкви два: в честь Успения Пресвятой Богородицы; во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных к сей церкви церквей две, часовен – одна.
Приписанная церковь во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в селе Корткеросском «при приходской церкви».
Построена церковь в 1795 г.
Приписанная церковь во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла в деревне Дожской.
Церковь построена в 1908 г.
Часовня в деревне Визябожской.
Приход – село Корткеросское и 2 деревни (от 13 до 20 верст от приходского храма): 347 дворовладений, 1072 человека мужского пола, 1141 человек женского пола, всего 2213 человека.
№ 31
Церковь Воскресения Христова в селе Нившере [35].
Церковь построена в 1853 г. «тщанием прихожан», освящена 19 июня 1855 г.
Престол в церкви один: в честь Воскресения Христова.
Утварью скудна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных часовен – четыре: в деревне Ягвильской, во имя святителя Николая Чудотворца; в деревне Тист, в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы; в деревне Русановской; в деревне Лымвинской.
Приход – село Нившерское и 4 деревни (от 1 до 3 верст и 50 верст (дер. Лымва) от приходского храма): 243 дворовладения, 745 человек мужского пола, 753 человека женского пола, всего 1498 человек.
№ 32
Церковь Сретения Господня в селе Мажском [36].
Церковь построена в 1854 г. «тщанием прихожан».
Престол в церкви один: в честь Сретения Господня.
Утварью бедна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанная к церкви часовня – одна: в деревне Курьядор, во имя святителя Стефана епископа Пермского.
Приход – село Мажское и 3 деревни (от 1 до 15 верст от приходского храма): 268 дворовладений, 695 человек мужского пола, 710 человек женского пола, всего 1405 человек.
№ 33
Церковь Вознесенская в селе Озел [37].
Церковь построена в 1860 г. «тщанием прихожан из существовавшей здесь под ведением Усть-Сысольского Троицкого собора часовни во имя Вознесения Господня, к которой пристроен алтарь», освящена 18 июня 1863 г.
Престол в церкви один: в честь Вознесения Господня.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанная к церкви часовня – одна: в деревне Сейтской, во имя святителя Модеста патриарха Иерусалимского.
Приход – село Озельское и одна деревня (7 верст от приходского храма): 127 дворовладений, 324 человека мужского пола, 356 человек женского пола, всего 680 человек.
№ 34
Церковь Троицкая в селе Позтыкеросе [38].
Церковь построена в 1889 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви два: во имя Живоначальной Троицы; во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанная к церкви часовня – одна: в деревне Боярской, во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Приход – село Позтыкеросское и одна деревня (4 версты от приходского храма): 208 дворовладений, 505 человек мужского пола, 527 человек женского пола, всего 1032 человека.
№ 35
Церковь Локчимская Богородская в селе Мордине [39].
Церковь построена в 1852 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви три: в честь Рождества Пресвятой Богородицы; в честь Рождества Христова; в честь третьего обретения Главы Крестителя Господня Иоанна.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных к сей церкви церквей – одна; часовен – три. Сведений о приписанной церкви и о приписанных часовнях нет.
Приход – село Мордино и 5 деревень (от 6 до 33 верст от приходского храма): 388 дворовладений, 1088 человек мужского пола, 1097 человек женского пола, всего 2185 человек.
№ 36
Церковь святого Праведного Прокопия в селе Пезмоге [40].
Церковь построена в 1843 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви три: во имя Праведного Прокопия Устюжского Чудотворца; во имя священномученика Власия; в честь Богоявления Господня.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных к церкви часовен – две: обе в селе Пезмог: одна – в верхнем конце села, во имя святителя Стефана Пермского; другая – на берегу реки Вычегды, во имя святого Власия Севастийского.
Приход – село Пезмогское: 294 дворовладения, 806 человек мужского пола, 852 человека женского пола, всего 1658 человек.
№ 37
Церковь Собора Пресвятой Богородицы в селе Важкурье [41].
Церковь построена в 1878 г. «тщанием прихожан».
Престол в церкви один – в честь Собора Пресвятой Богородицы.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанная часовня одна: в селе Важкурском, во имя святого великомученика Пантелеимона.
Приход – село Важкурское, 253 дворовладения, 674 человека мужского пола, 701 человек женского пола, всего 1375 человек.
№ 38
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Сторожевском [42].
Церковь построена в 1882 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви два: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы; в честь Воскресения Христова.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приход – село Сторожевское: 303 дворовладения, 835 человек мужского пола, 963 человека женского пола, всего 1798 человек.
№ 39
Церковь Николаевская в селе Большелуге [43].
Церковь построена в 1873 г. «тщанием прихожан».
Престол в церкви один: во имя святителя и Чудотворца Николая Мирликийского.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанная к церкви часовня одна: в деревне Ивановской, во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Приход – село Большелугское и 3 деревни (от 1 до 3 верст от приходского храма): 287 дворовладений, 947 человек мужского пола, 923 человека женского пола, всего 1870 человек.
№ 40
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Вишере [44].
Церковь построена в 1848 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви два: в честь Рождества Пресвятой Богородицы; в честь Богоявления Господня.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных к церкви часовен – четыре: в деревне Сюзаибской, во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла; в деревне Зулобдинской, в честь Вознесения Господня и во имя святого великомученика Пантелеимона; в деревне Пасвоминской, во имя святителя и Чудотворца Николая; в деревне Троицкой, во имя Живоначальной Троицы.
Приход – село Богородское и 4 деревни (от 8 до 12 верст от приходского храма): 286 дворовладений, 880 человек мужского пола, 902 человека женского пола, всего 1782 человека.
№ 41
Гришинская Благовещенская церковь [45].
Построена церковь в 1902 году «тщанием прихожан».
Престол в церкви один: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приход – село Гришино и 2 деревни (от 2 до 21 версты от приходского храма): 220 дворовладений, 538 человек мужского пола, 589 человек женского пола, всего 1127 человек.
№ 42
Троицкая церковь в селе Подъельском [46].
Церковь построена в 1826 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви два: во имя Живоначальной Троицы; во имя Архистратига Божия Михаила и прочих безплотных сил небесных.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных к церкви часовен – пять. Место расположения их не указано.
Приход – село Подъельское, 7 деревень и один починок (от 1,5 до 18 верст от приходского храма): 377 дворовладений, 1231 человек мужского пола, 1294 человека женского пола, всего 2525 человек.
№ 43
Церковь святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в селе Усть-Куломском [47].
В селе три главных церкви: Петропавловская церковь построена в 1799 г.; Воскресенская церковь – в 1857 г.; Никольская церковь – в 1885 г. Все церкви построены «тщанием прихожан».
Престолов в церквях четыре:
В Петропавловской церкви один престол: во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
В Воскресенской церкви два престола: в честь Воскресения Христова; в честь Владимирской иконы Божией Матери.
В Никольской церкви один престол: во имя святителя Николая Чудотворца.
Утварью церкви достаточны.
Штаты: священник, диакон и псаломщик.
Приписанных часовен – две: в деревне Носимской, во имя Святой Живоначальной Троицы; в деревне Кужской, в честь Нерукотворенного Образа Спасова.
Приход – село Усть-Куломское, 2 деревни и 2 починка (от 6 до 25 верст от приходского храма): 579 дворовладений, 1785 человек мужского пола, 1880 человек женского пола, всего 3665 человек.
№ 44
Церковь Рождества Христова в селе Деревянском [48].
Церковь построена в 1874 – 1878 гг. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви два: в честь Рождества Христова; в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, диакон и псаломщик.
Приход – село Деревянское и одна деревня (от 1 до 4 верст от приходского храма): 369 дворовладений, 1044 человека мужского пола, 1112 человек женского пола, всего 2156 человек.
№ 45
Церковь Троицкая в селе Пожегодском [49].
Церковь построена в 1862 г. «тщанием прихожан». В 1912 г. церковь расширена, пристроены два предела.
Престолов в церкви три: во имя Святой Живоначальной Троицы; два других престола ко времени составления документа еще не были освящены.
Утварью не достаточна.
Штаты: священник, диакон и псаломщик.
Приписанных часовен к церкви – две: в деревне Великопольской, «где отправляются молебствия святителю Николаю Великорецкому (образу Николая Чудотворца, явленному у реки Великой в Вятской губернии)»; в деревне Кырнышевской, «где молебствуют Рождеству Пресвятой Богородицы».
Приход – село Пожегодское, 10 деревень и 2 починка (от 0,5 до 20 верст от приходского храма): 344 дворовладения, 1367 человек мужского пола, 1310 человек женского пола, всего 2677 человек.
№ 46
Церковь Нерукотворенного Образа Спаса в селе Усть-Неме [50].
Церковь построена в 1842 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви три: в честь Нерукотворенного Образа Христа Спасителя; во имя святого Алексия человека Божия; во имя святого великомученика Георгия Победоносца.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, диакон и псаломщик.
Приписанных к церкви часовен – четыре: в деревне Парчегской, в честь Рождества Пресвятой Богородицы; в деревне Лебяжской, во имя святителя Николая Чудотворца; в деревне Красноярской, в честь Покрова Пресвятой Богородицы; в деревне Канавской, в честь Сретения Господня.
Приход – село Устьнемское, 4 деревни и один поселок (от 10 до 80 верст от приходского храма): 526 дворовладений, 1650 человек мужского пола, 1680 человек женского пола, всего 3330 человек.
№ 47
Церковь Сретения Господня в селе Вочевском [51].
Церковь построена в 1858 г. «на средства государственной казны».
Престолов в церкви два: в честь Сретения Господня; во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приход – село Вочевское, 3 деревни, 3 починка (от 8 до 90 верст от приходского храма): 206 дворовладений, 607 человек мужского пола, 655 человек женского пола, всего 1262 человека.
№ 48
Церковь Иоанно-Предтеченская в селе Мыелдине [52].
Церковь построена в 1807 г. «тщанием прихожан».
Престол в церкви один: во имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанная к церкви часовня – одна: в деревне Куръядорской, во имя святителя и Чудотворца Николая.
Приход – село Мыелдинское и 4 деревни (от 1,5 до 20 верст от приходского храма): 294 дворовладения, 939 человек мужского пола, 982 человека женского пола, всего 1921 человек.
№ 49
Церковь Иоанно-Предтеченская в селе Керчемском [53].
Церковь построена в 1846 г. «тщанием прихожан на место ветхой деревянной, существовавшей с 1750 г.».
Престолов в церкви два: во имя святого Пророка и Предтечи Иоанна; во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского Чудотворца.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, диакон и псаломщик.
Приход – село Керчемское и одна деревня (45 верст от приходского храма): 483 дворовладения, 1483 человека мужского пола, 1440 человек женского пола, всего 2923 человека.
№ 50
Преображенская церковь в селе Аныб [54].
Церковь построена в 1895 г. «тщанием прихожан».
Престолов в церкви два: в честь Преображения Господня; во имя святителя Николая.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписных к церкви часовен – две: в деревне Лун-Покинской; в деревне Малоаныбской.
Приход – село Аныбское и 3 деревни (от 5 до 20 верст от приходского храма): 198 дворовладений, 605 человек мужского пола, 627 человек женского пола, 1232 человека.
№ 51
Церковь Георгиевская в селе Роздине [55].
Церковь построена в 1911 г. «тщанием прихожан».
Престол в церкви один: во имя святого великомученика Георгия.
Утварью «церковь вследствие бывшего пожара 4 ноября 1910 г. очень бедна».
Штаты: священник и псаломщик (священника нет).
Приписанная к церкви часовня – одна: в деревне Лачевской, во имя святителя Николая Чудотворца.
Приход – село Роздино и 6 деревень (от 6 до 50 верст от приходского храма): 100 дворохозяйств, 333 человека мужского пола, 324 человека женского пола, всего 658 человек.
№ 52
Церковь Вознесенская в селе Донском [56].
Церковь построена в 1867 г. «тщанием прихожан».
Престол в церкви один: в честь Вознесения Господня.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанная к церкви часовня – одна: в деревне Жежимской, во имя священномученика Власия.
Приход – село Донское, одна деревня и один починок (от 12 до 25 верст от приходского храма): 213 дворовладений, 518 человек мужского пола, 506 человек женского пола, всего 1024 человека.
№ 53
Церковь Успенская в селе Помоздине [57].
Церковь построена в 1825 г. «тщанием прихожан на место бывшей. Расширена в 1902 г. устроением трапезной».
Престолов в церкви три: в честь Успения Божией Матери; во имя святителя Николая Чудотворца; во имя святителя Стефана Пермского Чудотворца.
Утварью достаточна.
Штаты: священник, диакон и псаломщик.
Приписанных к церкви часовен – пять: в деревне Вольдинской; в деревне Бадьельской; в деревне Скородумской; в деревне Кузьминской; в деревне Югыд-Тыдорской.
Приход – село Помоздинское и 13 деревень (от 0,5 до 70 верст от приходского храма): 520 дворохозяйств, 1856 человек мужского пола, 1868 человек женского пола, всего 3724 человека.
№ 54
Церковь в честь Сретения Господня в селе Ручевском [58].
Церковь построена в 1905 году «тщанием прихожан».
Престол в церкви один: в честь Сретения Господня.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных к церкви часовен – две: в селе Ручевском в нижнем конце, во имя святого великомученика Георгия Победоносца; в селе Ручевском в верхнем конце, во имя святого Пророка Божия Илии.
Приход – село Ручевское и одна деревня (4 версты от приходского храма): 350 дворовладений, 1155 человек мужского пола, 1095 человек женского пола, всего 2250 человек.
№ 55
Церковь Святой Живоначальной Троицы в селе Печорском [59].
Церковь построена в 1862 г. «тщанием прихожан и чердынских купцов вместо ветхой деревянной».
Престолов в церкви три: во имя Святой Живоначальной Троицы; в честь Богоявления Господня; во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского Чудотворца.
Утварью достаточна.
Штаты: два священника, диакон, два псаломщика.
Приписанных к церкви часовен – одна: в деревне Большой Сойве, во имя святого Георгия Победоносца.
Приход – село Печорское и 10 деревень (от 0,5 до 76 верст от приходского храма): 269 дворовладений, 606 человек мужского пола, 635 человек женского пола, всего 1241 человек.
№ 56
Церковь святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в селе Подчерье (единоверческая) [60].
Церковь построена в 1903 г. «тщанием благотворителей и на средства Комитета по постройке церквей в Печорском крае, существовавшего при Печорской Троицкой церкви». Освящена церковь 16 марта 1908 г.
Престол в церкви один: во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Утварью церковь скудна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приход – село Подчерье, 5 деревень и один починок (от 7 до 45 верст от приходского храма): 9 дворохозяйств, 16 человек мужского пола, 9 человек женского пола, всего 25 человек + «раскольников старопоморского толка» 164 дворовладения, 297 человек мужского пола, 347 человек женского пола.
№ 57
Церковь Иконы Божией Матери «Казанская» в селе Покче (единоверческая) [61].
Церковь построена в 1901 г. «тщанием московского потомственного почетного гражданина Илии Иванова Касьянова». В 1904 г. переименована в единоверческую.
Престол в церкви один: в честь Казанской иконы Божией Матери.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных к церкви часовен – три: в селе Покчинском, во имя святого Прокопия Устюжского Чудотворца; в деревне Скаляповской, во имя святителя Николая Чудотворца; в деревне Петрушинской, в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Приход – село Покчинское и 3 деревни (от 20 до 45 верст от приходского храма): 35 дворовладений, 40 человек мужского пола, 40 человек женского пола, всего 80 человек + «раскольников» 137 дворовладений, 251 человек мужского пола, 310 человек женского пола.
№ 58
Церковь во имя святителя Николая в селе Савиноборе [62].
Церковь построена в 1905 г. «тщанием доброхотных пожертвователей и на средства церковные».
Престол в церкви один: во имя святителя Николая Чудотворца.
Утварью «церковь не очень скудна».
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанных к церкви часовен – две: в деревне Евтюгинской, в честь Успения Божией Матери; в деревне Пашнинской, во имя святого Пророка Божия Илии.
Приход – село Савиноборское и 7 деревень (от 7 до 66 верст от приходского храма): 46 дворовладений, 101 человек мужского пола, 89 человек женского пола, всего 190 человек + «раскольников старопоморского безпоповского согласия» 70 дворовладений, 186 человек мужского пола, 240 человек женского пола.
№ 59
Церковь Иоанно-Предтеченская в селе Усть-Илычском [63].
Церковь построена в 1901 г. «тщанием Комитета по постройке церквей в Печорском крае».
Престол в церкви один: во имя святого Иоанна Предтечи.
Утварью не достаточна.
Штаты: священник и псаломщик (священника нет).
Приписных церквей и часовен нет. «При сей церкви имеется походная церковь-палатка, приобретенная на средства Святейшего Синода с августа месяца 1911 г.».
Приход – село Усть-Илычское и 7 деревень (от 8 до 90 верст от приходского храма): 85 дворовладений, 202 человека мужского пола, 246 человек женского пола, всего 448 человек.
№ 60
Церковь святителя Стефана в селе Щугоре [64].
Церковь построена в 1861 – 1867 гг. «тщанием правительства, а в 1896 г. заново перестроена на средства иркутского купца Александра Михайлова Сибирякова и освящена».
Престолов в церкви два: во имя святителя Стефана епископа Пермского; в честь Покрова Божией Матери.
Утварью достаточна.
Штаты: священник и псаломщик.
Приписанные к церкви часовни – две: на Соплясской точильной горе, в честь Рождества Иоанна Предтечи; на Войской точильной горе, во имя святого Пророка Илии.
Приход – село Щугорское и 5 деревень (от 20 до 75 верст от приходского храма): 21 дворовладение, 52 человека мужского пола, 55 человек женского пола, всего 107 человек + «раскольников-поморцев» 114 дворовладений, 205 человек мужского пола, 294 человека женского пола.
Таким образом, в предреволюционный период в Усть-Сысольском уезде существовала исторически сложившаяся система приходов. Эта система не была застывшей. Она, по мере необходимости развивалась, появлялись новые приходы. Так, если в 1893 г. в уезде было 47 приходов, в 1896 г. – 49 («новые» приходы – Николаевской Слободской церкви и Спасской Чернышевской церкви), то в 1914 г. – 60 приходов («новые» приходы – Нювчимской Дмитриевской церкви, Лозымской Христорождественской церкви, Нючпасской Прокопьевской церкви, Сторожевской Введенской церкви, Гришинской Благовещенской церкви, Вочевской Сретенской церкви, Роздинской Георгиевской церкви, Донской Вознесенской церкви, Ручевской Сретенской церкви, Подчерской Петро-Павловской церкви, Покченской Казанской церкви, и Усть-Илычской Иоанно-Предтеченской церкви).
Внутри приходов, наряду с главным, приходским храмом, прихожане, для лучшего удовлетворения их религиозных потребностей, строили храмы и часовни, являвшиеся приписными к приходскому храму. Так, в 60 приходах имелась 81 церковь (из них 16 церквей приписных), 168 часовен и 4 молитвенных дома.
В приходских храмах, иногда, было более одного престола, то есть фактически в одном здании храма было два или более храмов. Всего в 81 приходском храме было 159 престолов.
Почти все храмы были достаточно обеспечены церковной утварью. Лишь в 13 случаях священники отмечали, что церковь утварью бедна, скудна или не достаточна.
Все храмы, кроме двух, были обеспечены штатными священно и церковнослужителями. Всего на приходах Усть-Сысольского уезда служили один протоиерей, 62 священника, 21 диакон, 65 псаломщиков. Наличие просфорен в штатах не зафиксировано. Однако просфорни были в каждом приходе, но, поскольку они не получали за печение просфор официального денежного содержания, то приходские священники, при заполнении годовых отчетов – клировых ведомостей, не включали их в состав штатных единиц приходской церкви.
Размеры приходов, по расстоянию населенных пунктов от приходского храма, в Усть-Сысольском уезде были разными. В 21 приходе это расстояние от приходского храма до большинства (или всех) населенных пунктов было менее 10 верст; в 8 приходах – от 10,1 до 15 верст. В остальных приходах некоторые населенные пункты располагались на достаточно значительных расстояниях от приходского храма (до 123 верст). Однако и тут положение было разным. В некоторых приходах подавляющая часть населенных пунктов находилась достаточно близко от приходского храма и лишь одна или несколько деревень или починков располагались на далеком расстоянии от приходского центра (Нившерский Воскресенский приход и т.д.). Другая картина была в районе активных колонизационных процессов (Летский Спасо-Преображенский приход, Ношульский Стефановский приход и приходы, располагавшиеся в верховьях рек Вычегда и Печора).
Таким образом, представленные данные свидетельствуют о том, что в Усть-Сысольском уезде Вологодской губернии имевшиеся храмы и часовни в основном обеспечивали удовлетворение религиозных потребностей населения.
- Мацук А.М. Православные приходские храмы Яренского уезда в начале XX века // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. № 2 (22). 2013. С. 33 – 54.
- Мацук А.М. Православные приходские храмы Яренского уезда в начале XX века // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. № 2 (22). 2013. С. 33 – 54; Мацук А.М. Православные приходские храмы Печорского уезда в начале XX века // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. № 2 (22). 2013. С. 55 – 68.
- ГУРК НАРК. Ф. 230. Оп. 1. Д. 353. Л. 1 – 34.
- Там же. Д. 327. Л. 4
- Там же. Л. 6
- Там же. Д. 353. Л. 37 – 49.
- Там же. Л. 51 – 68.
- Там же. Л. 70 – 87.
- Там же. Л. 89 – 100.
- Там же. Л. 102 – 119.
- Там же. Л. 121 – 134.
- Там же. Л. 136 – 151.
- Там же. Л. 153 – 164.
- Там же. Л. 166 – 182.
- Там же. Л. 184 – 206.
- Там же. Л. 208 – 221 об.
- Там же. Л. 223 – 240.
- Там же. Л. 242 – 253.
- Там же. Л. 258 – 269.
- Там же. Л. 270 – 285.
- Там же. Л. 287 – 300.
- Там же. Л. 301 – 312.
- Там же. Л. 313 – 324.
- Там же. Л. 325 – 336.
- Там же. Л. 337 – 352.
- Там же. Л. 354 – 367.
- Там же. Л. 368 – 383.
- Там же. Л. 384 – 400.
- Там же. Л. 401 – 412.
- Там же. Л. 413 – 424.
- Там же. Л. 425 – 442.
- Там же. Л. 443 – 461.
- Там же. Л. 462 – 473.
- Там же. Л. 475 – 486.
- Там же. Л. 487 – 498.
- Там же. Л. 499 – 511.
- Там же. Л. 512 – 524.
- Там же. Л. 525 – 536.
- Там же. Л. 537 – 548.
- Там же. Л. 549 – 561.
- Там же. Л. 562 – 574.
- Там же. Л. 575 – 586.
- Там же. Л. 587 – 598.
- Там же. Л. 599 – 610.
- Там же. Л. 611 – 622.
- Там же. Л. 623 – 633.
- Там же. Л. 634 – 648.
- Там же. Л. 649 – 662.
- Там же. Л. 663 – 676.
- Там же. Л. 678 – 691.
- Там же. Л. 692 – 703.
- Там же. Л. 704 – 717.
- Там же. Л. 718 – 731.
- Там же. Л. 732 – 743.
- Там же. Л. 744 – 755.
- Там же. Л. 756 – 767.
- Там же. Л. 768 – 783.
- Там же. Л. 784 – 795.
- Там же. Л. 796 – 807.
- Там же. Л. 808 – 819.
- Там же. Л. 820 – 829.
- Там же. Л. 830 – 841.
- Там же. Л. 842 – 852.
- Там же. Л. 853 – 862.
© А.М. Мацук
Уважаемые коллеги!
Приглашаю Вас стать авторами научного журнала
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»
Для этого перейдите по этой ссылке или войдите в раздел Разное - Приглашаем авторов
Также прошу присылать для публикации на сайте нашего журнала информацию о предстоящих научных конференциях, симпозиумах и других форумах, которые будут проходить у Вас
Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь
Журнал создан в сотрудничестве с Министерством регионального развития Российской Федерации
Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь
Назад
При перепечатке оригинальных материалов обязательна ссылка на
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»