Вопросы истории и культуры
северных стран и территорий
-------------------------------------
Historical and cultural problems
of northern countries and regions
Научные статьи
История
М.А. Мацук
(Сыктывкар, Россия)
Возрождение православия в современной России:
общие тенденции и местные (епархиальные) особенности
(конец XX – начало XXI веков)
В России с конца 1980-х годов, уже в течение 20 лет, идет славный процесс возрождения Православия, возрождения церковной жизни. В середине 1988 года (ко времени созыва Поместного Собора 5-12 июня 1988 г.) Русская Православная Церковь имела 6893 прихода (на 1 января 1988 г. на территории РСФСР находилось 1909 приходов РПЦ) [1], 67 внутренних и 9 зарубежных епархий, 74 епископа (7 из них несли служение за рубежом), 6674 священника и 723 диакона, 22 монастыря с 1190 насельниками и насельницами [2].
В конце 1998 г. Русская Православная Церковь насчитывала более 19000 приходов (из них 8168 в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и 1080 – в Белорусском экзархате, 194 прихода находятся в странах «дальнего зарубежья» (подсчет наш – М.М.)) [3]. Таким образом, к концу XX века число приходов в России выросло примерно в 5 раз. Более, чем в пять раз возросла численность священнослужителей Московского Патриархата Русской Православной Церкви, служащих на приходах в епархиях, расположенных в Российской Федерации. В 1988 – 1999 гг. были открыты 476 монастырей. И к концу 1999 г. Русская Церковь имела 497 монастырей и 116 монастырских подворий. В том числе на территории России находились 315 монастырей, из них 157 мужских и 158 женских, а также 97 монастырских подворий и скитов [4]. В начале XXI века приведенные выше цифры, говорящие о процессе возрождения церковной жизни в России, стали еще более объемными.
Итак, общая тенденция весьма рельефно проявляется в выше приведенных цифрах. Однако условия процесса возрождения Православия и церковной жизни в разных регионах Российской Федерации были не одинаковыми. Соответственно, по-разному протекала история этого процесса в разных епархиях. Для того, чтобы правильно понять происходившие события, необходимо рассмотреть конкретно-исторические условия реализации данного процесса на материалах разных епархий Русской Православной Церкви.
Российская историческая наука уже начала осмысление указанных явлений и в целом отмеченного процесса возрождения Православия в стране. Появились первые крупные труды церковных и светских ученых, в том числе и на материалах отдельных епархий. К сожалению, таких работ мало. Значительная часть регионов страны не охвачена данными исследованиями. Поэтому и сравнительного анализа реализации указанного процесса возрождения в разных районах страны пока нет.
Мы, в достаточно кратком виде, рассмотрим общие тенденции и местные особенности процесса возрождения Православия и церковной жизни на примере четырех епархий Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Для сравнения мы взяли две епархии, расположенные на Севере страны: Вятскую (Кировская область) и Сыктывкарскую (Республика Коми), и две епархии, расположенные на Юге России: Екатеринодарскую (Краснодарский край) и Элистинскую (Республика Калмыкия).
Две епархии (Вятская и Екатеринодарская) находятся в границах области и края, где подавляющее большинство населения относится к русскому народу, имеющему многовековые традиции Православия, как духовного стержня народа. Две другие епархии (Сыктывкарская и Элистинская) располагаются в национальных республиках, что накладывает определенный отпечаток на исследуемый нами процесс.
Первые две епархии возглавляются опытными владыками: митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором и митрополитом Вятским и Слободским Хрисанфом. Оба маститых владыки имеют примерно одинаковый стаж служения Богу в архиерейском сане (владыка Исидор – 30 лет, владыка Хрисанф – 29 лет). Напомним, что митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор был возведен (хиротонисан) в сан епископа 19 июня 1977 г., а митрополит Вятский и Слободской – 23 апреля 1978 г.
Вторые две епархии управляются достаточно «молодыми» по стажу служения в сане архиерея владыками: архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима возведен в сан епископа 24 декабря 1995 г., а епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим – неделей раньше, 19 декабря 1995 г.
Сами епархии достаточно разные «по возрасту». Вятская епархия была создана в середине XVII века из части Патриаршей области и с тех пор практически не прекращала свое существование. Екатеринодарская (Краснодарская) епархия была создана в XX веке путем выделения ее из состава Ставропольской епархии. Она существовала, как одна из крупных епархий, с середины 1940-х годов.
Калмыцкая епархия была создана в 1995 году. До этого времени весьма немногочисленные православные приходы, находившиеся на территории Калмыцкой АССР, подчинялись Ставропольской епархии.
В Коми крае впервые епархия (Пермская) была создана в конце XIV века. В середине XVI столетия кафедра правящих архиереев была переведена в Вологду. С тех пор и до конца 1930-х годов наиболее населенная часть края относилась к Вологодской (Великоустюжской) епархии, а северная часть – к Холмогорской (Архангелогородской) епархии. С 1944 г. вся территория Коми АССР в церковном плане была подчинена Архангельской и Холмогорской (Архангельской и Мурманской) епархии. Сыктывкарская епархия была создана, также как и Элистинская, в конце 1995 года путем выделения ее из состава Архангельской и Мурманской епархии.
Таким образом, мы имеем возможность проследить процессы возрождения Православия и церковной жизни в епархиях возглавляемых опытными архиереями, служившими в епископском сане еще во времена тоталитарного атеистического режима и «молодыми» архиереями, возглавившими епархии уже в период освобождения Русской Православной Церкви от гнета советской системы; в «старых» епархиях, постоянно управлявшихся из своего областного (краевого, губернского центра) и «новых» епархиях, исторически находившихся на периферии своих «старых» епархий.
Прежде, чем приступить к показу процесса возрождения Православия в указанных епархиях, приведем некоторые данные о состоянии церковной жизни на этих территориях до революций 1917 г. и перед падением тоталитарного советского режима (1988 – 1990 гг.).
Территория Вятской епархии до 1917 г. включала в себя теперешнюю Кировскую область, а также часть Удмуртской и Марийской республик. В 1909 г. в этой епархии было 800 храмов, из них приходских, кладбищенских и приписных церквей 764, и 705 часовен и молитвенных домов [5]. Основная часть храмов и приходов располагалась на территории нынешней Кировской области. В 1988 г. в Вятской епархии насчитывалось 33 храма [6].
До революций 1917 г. на территории Коми края (в границах нынешней Республики Коми) проживало около 250 тыс. человек. К этому времени там действовало 166 храмов, в основном приходских, и более 200 часовен. В конце 1930-х годов все храмы были закрыты. После войны власти разрешили открыть 3 православных храма. К 1988 г. православная жизнь в Коми АССР сосредоточивалась в этих трех храмах (один в пригороде столицы республики – г. Сыктывкаре и два в сельской местности). За годы советской власти в результате промышленного развития численность населения республики выросла до 1 млн. человек.
В Калмыкии до революций 1917 г. проживало весьма немногочисленное население, в основном представленное калмыками, которые по вероисповеданию относились к буддистам. Однако уже в XIX веке в крае появляются русские чиновники, врачи, учителя, рабочие. В местах их компактного проживания были построены первые православные храмы. После революции они были закрыты. К 1985 году в Калмыцкой АССР действовали два прихода: один в столице республики – г. Элисте и второй в сельской местности. По свидетельству владыки Зосимы «в то время в Калмыкии нормально не действовал ни один храм. В Элисте батюшка служил только по большим праздникам, в селе Приютном служили священники провинившиеся, отправленные туда на покаяние» [7] В конце 1980-х годов, как и в настоящее время, в Калмыкии насчитывалось 300 тыс. человек разных национальностей.
В Ставропольской и Екатеринодарской епархии до 1917 г. насчитывалось 607 храмов, в том числе приходских 549 и кладбищенских – 7 [8]. В 1987 г. в Краснодарской епархии действовали 76 приходов.
То есть «стартовые условия» для указанных епархий были разными.
После падения советского режима Русская Православная Церковь получила возможность для беспрепятственного процесса возрождения церковной жизни. И надо сказать, что Русская Православная Церковь в полной мере использовала новую политическую ситуацию. Выше мы уже приводили цифровые данные, повествующие о процессе возрождения Православия в целом в Московском Патриархате, и, в частности, на территории Российской Федерации. Не менее впечатляющие цифры мы можем привести и по указанным епархиям.
В Екатеринодарской и Кубанской епархии в настоящее время более 350 приходов. Почти в каждом из них действует храм. Учитывая, что в 1994 г. из состава Краснодарской епархии была выделена самостоятельная Майкопская и Армавирская (в настоящее время – Майкопская и Адыгейская) епархия, рост приходов в епархии по сравнению с 1987 годом – в пять с лишним раз.
В Вятской епархии число действующих храмов выросло с 33 до 170 [9], то есть тоже в пять с лишним раз.
К моменту возникновения Сыктывкарской епархии благодаря трудам епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона и его соратников на территории Республики Коми действовало 22 прихода. В настоящее время в Сыктывкарской и Воркутинской епархии около 90 приходов. То есть рост составил примерно в четыре с лишним раза.
Наконец, в Элистинской и Калмыцкой епархии в 2000 году уже действовали 12 храмов [10] В настоящее время их больше. То есть в Республике Калмыкия и в Элистинской епархии произошел рост количества храмов в шесть раз.
Таким образом, за прошедшие 15 лет в исследуемых епархиях, также как и во всем Московском Патриархате Русской Православной Церкви, в пять и более раз выросло количество приходов. Гораздо больше выросло число прихожан. Миллионы православных в Вятской, Екатеринодарской, Сыктывкарской и Элистинской епархиях, как и по всей России, начали участвовать в церковной жизни, заполнили храмы, принимают деятельное участие в возрождении Православия в России. В епархиях возрождена монашеская жизнь. В Вятской, Екатеринодарской и Сыктывкарской епархиях действует по 7 монастырей, в которых подвизаются сотни монашествующих.
Весьма активно в епархиях ведется социальная и миссионерская работа. В каждой из четырех исследуемых епархий действуют воскресные школы, выходят православные газеты. Священники и монашествующие во главе со своими владыками проводят громадную работу в школах, больницах, тюрьмах, рассказывая о Господе нашем Иисусе Христе, утешая и поддерживая страждущих.
Во всех названных епархиях, благодаря усилиям правящих архиереев и пониманию со стороны властных структур весьма значительной роли Русской Православной Церкви в современной истории России, заключены соглашения о сотрудничестве с органами здравоохранения, образования, внутренних дел и министерства обороны, другими организациями. Причем надо сказать, что данные соглашения успешно претворяются в жизнь.
Все указанные процессы носят сходный характер во всех четырех епархиях.
Но есть и определенные отличия. Так, в Сыктывкарской епархии стояла главная задача открыть приходы во всех городах и районах республики. При этом много внимания уделялось инициированию процесса возвращения зданий храмов, построенных еще до революций 1917 г. в сельской местности. Часть бывших зданий храмов удалось вернуть Церкви, однако почти все они в советский период были перепрофилированы под промышленные здания и учреждения культуры (клубы, библиотеки). Поэтому значительная часть сельских церквей реставрируется, но с большим трудом и за счет средств епархиального управления и незначительных пожертвований прихожан. В городах, возникших в основном в советский период на месте бывших лагерных (ГУЛАГовских) поселков, надо было наладить процесс строительства зданий храмов. За прошедшие годы воздвигнуто несколько храмов, причем некоторые из них перестроены из непрофильных сооружений (столовых, детских учреждений и т.д.). Несколько храмов построены на средства благотворителей и при поддержке городских властей. За счет правительства Российской Федерации, Республики Коми, благотворителей, привлеченных к сотрудничеству руководством республики, а также прихожан, построено здание кафедрального собора, посвященного святителю Стефану епископу Пермскому, в городе Сыктывкаре.
Интересной особенностью Сыктывкарской епархии является строительство церквей в исправительных учреждениях, в частности в лагерях, силами и на средства осужденных с разрешения лагерного начальства. Еще одной особенностью является наличие весьма значительного количества молельных домов, особенно в сельской местности. Так, по свидетельству владыки Питирима в 2000 году в епархии насчитывалось городских храмов 17, сельских церквей –14, молитвенных домов в городах – 10, молитвенных домов в селах – 26, часовен – 11 [11]. В настоящее время количество храмов увеличилось, их благолепие возросло. Однако остаются еще не решенные проблемы в основном из-за бедности подавляющего большинства населения и из-за того, что в годы советской власти произошло значительное оскудение веры и весьма значительная часть населения не стремится вернуться в лоно Матери-Церкви.
В Элистинской епархии основную роль в строительстве и украшении храмов взяло на себя республиканское правительство. Благодаря тому, что владыке Зосиме удалось наладить тесные отношения с главой республики (Президентом Республики Калмыкия) и благодаря неравнодушному отношению к процессу возрождения Православия со стороны К.Н. Илюмжинова, буддиста по вероисповеданию, удалось в короткое время построить величественные здания храмов. Так, по свидетельству владыки Зосимы, Президент Калмыкии на месте «очень неприглядной церквушки» в селе Приютном «построил прекрасный Крестовоздвиженский храм с золотыми куполами», Казанский кафедральный собор в Элисте [12], другие храмы. Значительную роль в развитии церковной жизни также играет то, что решением республиканских властей епархия освобождена от платежа каких-либо налогов. Возникшая консолидация церковных и светских властей способствует активизации православных мирян на более активные действия по поддержке владыки Зосимы в деле возрождения церковной жизни в республике. Это создает условия для реализации задачи дальнейшего строительства храмов и их благоустройства.
В Вятской епархии наблюдалась ситуация, достаточно сходная с тем, что отмечено нами по материалам Сыктывкарской епархии. То есть роль областных и муниципальных властей в строительстве и обустройстве храмов не очень значительная. Сельское население небогатое. И поэтому возвращенные Русской Православной Церкви здания храмов, особенно в сельской местности, реставрировались и украшались за счет сбора пожертвований с прихожан и редких благотворителей. Весомую лепту в благоустройство церквей бедных приходов вносит епархиальное управление. Также епархиальное управление и лично митрополит Вятский и Слободской Хрисанф за эти годы провели большую работу по инициированию строительства храмов в тех населенных пунктах, где были молитвенные дома и часовни. Однако до сих пор еще есть достаточно много крупных населенных пунктов, где остается актуальным вопрос об открытии молитвенных домов и постройке храмов. Актуальным является вопрос и о переходе от этапа возрождения Православия до дореволюционного уровня к этапу дальнейшего развития церковной жизни.
В Екатеринодарской и Кубанской епархии за годы постсоветского периода практически решен вопрос о наличии храма в каждом крупном населенном пункте. Так, если в 1987 г. было 76 приходов, в которых насчитывалось только 11 соборных, монастырских и приходских храмов, а в большинстве приходов действовали молитвенные дома, то в настоящее время в епархии имеется более 350 храмов и лишь менее 10 молитвенных домов. Причем за последние несколько лет прошел процесс «замены» старых деревянных зданий храмов на новые, специально построенные, кирпичные здания. Особо необходимо отметить строительство, в основном усилиями краевого правительства, величественного кафедрального собора в городе Краснодаре. В эти же годы были реставрированы и благоустроены здания храмов, построенные в начале 1990-х годов. В настоящее время ставится задача строительства в населенных пунктах храмов вместо существующих молитвенных домов и возведение нескольких храмов в населенных пунктах с числом жителей более 5 тысяч человек. Значительные успехи в возрождении Православия на Кубани связаны с большой ролью в этом процессе митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора и всего епархиального управления, весьма значительной деятельностью в данном направлении администрации Краснодарского края и лично его губернатора А. Ткачева, неравнодушием местного бизнес-сообщества и рвением православных прихожан. В связи с этим можно отметить, что в данном регионе созданы условия не только для восстановления, но и для значительного развития Православия и в крае, и в целом в стране. И что там вызревает пока достаточно редкая ситуация симфонии Церкви, властей и общества.
Таким образом, представленный в данной статье материал позволяет говорить об успешно продолжающемся процессе возрождения церковной жизни и Православия в целом в рамках страны и в рассмотренных епархиях. В Вятской, Екатеринодарской, Сыктывкарской и Элистинской епархиях достигнуты большие успехи в претворении в жизнь этого процесса. И несмотря на имеющиеся трудности в возрождении Православия в отдельных епархиях в целом можно с оптимизмом смотреть в будущее данного важнейшего для Русской Православной Церкви и Российской Федерации процесса.
1. Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 290.
2. Там же. С.160.
3. Там же. С.23 – 24.
4. Там же. С.24.
5. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т.1. Репринт. М., 1992. Стб.594.
6. Портретная галерея архиереев земли Вятской. Киров, 2003. С.39.
7. Епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима. Элистинская и Калмыцкая епархия и государственная власть Республики Калмыкии. Опыт взаимодействия. // Церковь и государство: православные епархии и приходы, история и современность. Материалы научно-практической конференции. Сыктывкар, 2001. С.20.
8. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т.2. Репринт. М., 1992. Стб. 2113.
9. Портретная галерея архиереев земли Вятской. Киров, 2003. С.39.
10. Епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима. Элистинская и Калмыцкая епархия и государственная власть Республики Калмыкии. Опыт взаимодействия. // Церковь и государство: православные епархии и приходы, история и современность. Материалы научно-практической конференции. Сыктывкар, 2001. С.22.
11. Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим. Сыктывкарская и Воркутинская епархия: пять лет деятельности. // Церковь и государство: православные епархии и приходы, история и современность. Материалы научно-практической конференции. Сыктывкар, 2001. С.10.
12. Епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима. Элистинская и Калмыцкая епархия и государственная власть Республики Калмыкии. Опыт взаимодействия. // Церковь и государство: православные епархии и приходы, история и современность. Материалы научно-практической конференции. Сыктывкар, 2001. С.21, 22.
© М.А. Мацук
Уважаемые коллеги!
Приглашаю Вас стать авторами научного журнала
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»
Для этого перейдите по этой ссылке или войдите в раздел Разное - Приглашаем авторов
Также прошу присылать для публикации на сайте нашего журнала информацию о предстоящих научных конференциях, симпозиумах и других форумах, которые будут проходить у Вас
Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь
Журнал создан в сотрудничестве с Министерством регионального развития Российской Федерации
Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь
Назад
При перепечатке оригинальных материалов обязательна ссылка на
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»