Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Historical and cultural problems of northern countries and regions

Русский / English

Вопросы истории и культуры северных стран и территорий № 4, 2008 г.

Вопросы истории и культуры

северных стран и территорий

-------------------------------------

Historical and cultural problems

of northern countries and regions

 

Персоналии

 

 

В.М. Кудряшова

(Сыктывкар, Россия)

 

Ф.В. Плесовский – исследователь коми сказки

 

 Известный ученый-фольклорист Федор Васильевич Плесовский родился 1 октября 1920 года. 8 мая 1952 года он был принят на работу в сектор языка, письменности, литературы и истории Коми филиала АН СССР, а закончил свой творческий путь, проработав старшим научным сотрудником на одном месте тридцать лет, – в секторе литературы и фольклора Института языка, литературы и истории 31 декабря 1982 года.

Его научная карьера совпала с периодом становления изучения национальной культуры, фольклора, этнографии, коми языка, истории и литературы. Много сил, энергии, личных качеств, теоретических и практических знаний отдали этому делу те, с кем он сотрудничал вместе долгие годы. Это известные ученые А.К. Микушев, П.Г. Доронин, Д.А. Тимушев, А.Н. Федорова, Е.С. Гуляев, А.Е. Ванеев, В.А. Сорвачева, Т.И. Жилина, М.А. Сахарова, Н.Н. Сельков, А.А. Вежев, Ю.Г. Рочев и др. Их имена занимают почетное место в изучении коми филологической науки.

По характеру Ф.В. Плесовский был человеком немногословным, благорасположенным к людям разных поколений и профессий. Проявлял чуткость и доброту к молодежи. Мог беседовать с ними на самые разные темы. Как бывший фронтовик пользовался уважением.

В его натуре сочетались сдержанность и вспыльчивость. Он умел отстаивать свою позицию и свои взгляды, проявлял твердость характера. Коренастый, плотного телосложения, аккуратный, уверенный в словах и поступках, он чаще держался обособленно, с достоинством. На заседаниях и производственных совещаниях мог быть резким, выступал за справедливость. Его возмущали не ошибки в научной работе, а то, чем они были вызваны: некомпетентностью, научной недобросовестностью, отсутствием стремления углубиться в изучаемую проблему, решением ее походя или непрофессионально. Особый гнев у него вызывало, когда выводы выходили за пределы анализируемого материала и выдавались за открытие. При  утверждении монографических или кандидатских тем он всегда исходил из интересов дела, имеющегося материала. Будучи человеком справедливым всегда стоял на стороне тех, кто нуждался в поддержке. Был трудолюбивым. Старался никуда не отлучаться, никогда не опаздывал и никуда не уходил раньше с работы. Изредка выходил из кабинета покурить, но, недокуривая, возвращался за рабочий стол. Так и припоминается он чаще сидящим, пишущим.

В личном деле у Ф.В. Плесовского имеются поощрительные записи, подчеркивающие его трудолюбие и дисциплинированность, научные заслуги. Он был награжден медалью «За добросовестный труд». «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», Почетными грамотами Совета Министров Коми АССР, Министерства просвещения Коми АССР, Президиума АН СССР, Президиума Коми филиала АН СССР, различными дипломами и прочими благодарностями. Из военных наград имел медали «За отвагу» и «За победу над Германией».

Детские годы Ф. Плесовского прошли в его родной деревне Плесово, по коми Кoдж, Спаспорубского сельсовета Прилузского района в семье крестьянина-середняка. В деревне было всего двенадцать крестьянских хозяйств. В семье Федор был старшим. Рос он на широких сельских просторах среди лесов и рек, крепких, здоровых и мудрых людей. В детстве он чуть не утонул в озере Кoдж. Только благодаря смелости и находчивости остался жив. Разбивая лед голыми руками, он выбрался на берег. Был случай, когда в возрасте около пяти лет пошел искать отца в лес, но оказалось, что перепутал направление и чуть не потерялся.

Закончив начальные классы в деревне, он продолжает обучение в с. Спаспоруб и живет у дяди Гриши, а затем переезжает в с. Объячево. В 1937 году становится студентом литературного факультета Коми государственного педагогического института. Завершает учебу перед самым началом войны, в 1941 году. Ему очень недолго, всего две недели, удается поработать учителем русского языка и литературы в Нювчимской средней школе. Его мобилизуют в ряды РККА и отправляют в Архангельский запасный лыжный полк. В этом же месяце он попадает на Волховский фронт, а в конце месяца получает тяжелое ранение и проходит лечение в городе Березники. Затем его направляют на девятимесячное обучение в военно-фельдшерскую школу им. М. Ломоносова. В марте 1943 года он вновь получает очень серьезное ранение, теряет одну ногу до колена, лечится в городе Абакан Красноярского края до февраля 1944 года, а затем возвращается в родное «Плесово» и работает счетоводом. Вскоре его приглашают на должность редактора радиовещания в с. Объячево. С августа 1945 года он выполняет обязанности секретаря редакции районной газеты «Сталинец». В поисках более подходящей работы он устраивается литработником и собкором в газету «Вoрлэдзысь» Прилузского района.

Путь в большую науку не у всех одинаков. Так и Ф.В. Плесовскому не раз пришлось испытать себя на разных должностях, прежде чем он почувствовал уверенность в том, что ему необходимо продолжить обучение в аспирантуре. В 1946 году он переезжает в Сыктывкар, поступает на работу в Республиканскую библиотеку, серьезно готовится для поступления в аспирантуру и с 16 декабря 1946 года становится аспирантом Базы Академии Наук СССР по специальности «Коми литература». Однако через десять месяцев решает заняться фольклористикой. Для обучения и написания диссертации Федор Васильевич был направлен в г. Ленинград, в Институт русской литературы (Пушкинский дом). Руководителем его кандидатской диссертации «Эпический фольклор народа коми» (сказки и предания) был назначен известный по теории фольклора ученый Владимир Яковлевич Пропп. Заметив  усердие Ф.В. Плесовского, В.Я. Пропп поощряет его и дает возможность работать самостоятельно. За год Ф. Плесовский сдает три кандидатских экзамена. Приступив к научному изучению коми прозаического фольклора, сказок и преданий, – аспиранту пришлось в первую очередь заняться сбором материала. Так как он практически отсутствовал в архивах, необходимо было также выяснить, какой жизнью жила коми сказка в репертуаре местных сказочников, где она бытовала более активно и т.д. Поэтому Федор Васильевич неоднократно выезжает в экспедиции. Вначале он едет на Удору, встречается со сказителями Вашки и Мезени. Так же он, неожиданно для себя, среди информаторов находит будущую жену Марину. После третьей встречи с девушкой он отправляется свататься. По удорскому обычаю молодых сажали за стол друг против друга. Если девушка согласна выйти замуж, то подает руку жениху. После этого их уже никто не может разлучить. Марина, неожиданно для родителей, подает руку и соглашается стать его женой. Мать была очень огорчена решением дочери, так как совершенно не знала будущего зятя, а отец – доволен. Ведь в послевоенные годы в селе так не хватало парней. Невесте было 22 года, жениху – 28. Вместе они прожили сорок лет. Вырастили троих сыновей и дочь.

16 октября 1949 года у Ф. Плесовского закончился срок обучения в аспирантуре, однако завершить диссертацию ему не удается. Научный руководитель подчеркивает его целеустремленность, интенсивность в работе и просит продлить его пребывание в аспирантуре. Особым распоряжением по Академии наук СССР Ф.В. Плесовскому был продлен срок до 15 марта 1950 года. За этот период ему удается закончить работу над диссертацией, но из-за болезни В.Я. Проппа ее защита откладывается и Федор Васильевич вынужден был в апреле этого же года поступить на работу редактором художественной литературы в Коми Госиздат.

Проявляя заботу об аспиранте, за подписью зав. сектором фольклора И.П. Дмитракова было направлено письмо в Коми филиал АН СССР с просьбой прикомандировать Ф.В. Плесовского в Институт русской литературы для написания автореферата и защиты диссертации, которая и состоялась там 29 марта 1951 года. Официальными оппонентами у него были известные ученые, член-корреспондент Д.К. Зеленин и кандидат наук З.Н. Куприянова. На защите также присутствовали всемирно известные ученые член-корреспондент В.П. Андрианова-Перетц, доктора наук Д.С. Лихачев, А.М. Астахова и др. Тайное голосование показало, что все шестнадцать членов ученого совета проголосовали единогласно. Были сделаны по диссертации замечания, но в целом она была оценена положительно. Ценным являлось то, что в научный оборот был введен материал по коми сказкам, не известный до этого широкому кругу исследователей.

После защиты Ф.В. Плесовский девять месяцев читает лекции по коми литературе и народному творчеству в Коми государственном пединституте и только 8 мая 1952 года он становится сотрудником отдела языка, письменности, литературы и истории Коми филиала АН СССР, первым фольклористом, имеющим ученую степень. Не годы, а десятилетия были посвящены им изучению коми сказок, народного творчества. С целью сбора материала он неоднократно выезжал в различные районы Коми республики.

Начатое Ф.В. Плесовским в диссертационной работе изучение жанров коми сказочного фольклора было изложено в статье «Устно-поэтическое творчество народа коми». А собранный им материал вошел в сборник «Коми мойдъяс, сьыланкывъяс да пословицаяс» (Коми сказки, песни и пословицы), изданный в 1956 году с учетом всех научных требований. В сборник вошли сказки и предания, песни и малые жанры – частушки, пословицы и поговорки, загадки. С того времени подобного сборника больше не было издано.

Углубляясь в жанровую специфику национального фольклора в 1959 году он публикует в «Историко-филологическом сборнике статью: «Устно-поэтическое творчество коми народа». В ней характеризуются почти все, известные на тот период изучения, жанры коми фольклора. Позднее появились исследования по причитаниям, детскому фольклору, народной драме и т.д. Ко многим жанрам Ф.В. Плесовский обращался первым. А такие жанры как пословицы, поговорки, загадки до сих пор более углубленно после него никем не рассматривались. В первом томе «Истории коми литературы», вышедшем в 1979 году в Коми книжном издательстве и целиком посвященном коми фольклору, Плесовским были написаны главы: «Предания», «Сказки», «Пословицы и поговорки», «Загадки», «Свадебные причитания», «Народная драма» общим объемом 9 п.л. Параллельно он работал над написанием книги «Коми фольклор и его генезис», которую не удалось опубликовать. В настоящее время рукопись книги хранится в архиве Коми НЦ УрО РАН.

Ориентированные главным образом на детскую аудиторию, появлялись один за другим сборники сказок (в 1958, 1966, 1975 годах) на коми и русском языках, подготовленные Ф.В. Плесовским. Немало времени уделил он и изучению коми паремий, собранных из разрозненных источников, материалов диалектологических экспедиций. В 1973 году выходит сборник «Коми пословицы и поговорки» на русском и коми языках, а в 1975 году сборник «Коми загадки», подготовленные им.

Ф.В.Плесовский впервые проделал большую работу и по изучению коми фразеологизмов, которые в виде словаря вышли в 1969 году. Он серьезно исследовал и географические названия со стороны их происхождения. Им был подготовлен в 1977 году «Этимологический словарь географических названий Коми АССР», однако работа где-то затерялась. А антропонимический словарь: «Фамилии Коми края в XV-XIX веках» до публикации под названием «Коми овъяс» был доведен в 1997 году сотрудниками ИЯЛИ И.Л. Жеребцовым и О.И. Уляшовым при поддержке Министерства просвещения.

И все же главной работой в его научной деятельности стала монография «Свадьба народа коми», ставшая уникальным изданием для фольклористов, этнографов финно-угроведов. Зрела она постепенно. Первым к данной теме обратился А.С. Сидоров, которому по некоторым причинам довести ее до конца не удалось. В виде конспектов и некоторых написанных разделов Ф.В. Плесовский купил рукописи у дочери ученого Людмилы Алексеевны Сидоровой. Но материала было недостаточно. Скудно были представлены некоторые районы. Пришлось заниматься дополнительным сбором, а также изучением первоисточников. Ценные описания свадебных обрядов он нашел в отчетах полевиков-лингвистов М.А. Сахаровой, Т.И. Жилиной, В.А. Сорвачевой, а также фольклористов А.К. Микушева, П.И. Чисталева и др. Изданная книга ценна тем, что в ней описан, классифицирован, проанализирован и обобщен большой фактический фольклорно-этнографический материал по различным районам Коми республики, выделены различия в художественной структуре и в тематике свадебной обрядности, причитаниях, дан скрупулезный сравнительный анализ с аналогичным материалом удмуртов и русских и т.д. Ф.В. Плесовскому было предложено представить ее к защите с доработками в качестве докторской диссертации.

В своих статьях Ф.В. Плесовский обращался к различным жанрам коми фольклора: к частушкам, песням, мифологии и эпосу. Анализируя исторические памятники он исследовал фольклорные взаимосвязи коми и русских, а на основе терминологии родства – семейные отношения коми и удмуртов и их песенную культуру. Отдельную статью он посвятил песням коми-пермяков. Были у него и литературоведческие статьи, например: «Мировоззрение И.А. Куратова» (1957 год).

Будучи исследователем сказки наиболее серьезные работы он все же посвятил сказкам, которые, к сожалению, не были доведены до публикации. Не удалось ему опубликовать кандидатскую диссертацию, в которой методом исторического анализа на основе фольклорных, этнографических и археологических данных он исследовал образную и жанровую систему коми сказок. Углубляясь в изучение сказочной традиции он пишет большую монографическую работу «Социальные основы волшебной сказки», посвященную генезису сказочных образов. Однако в 1965 году она была сдана в архив, хотя планировалось ее издание в Ленинградском отделении «Наука». Была и положительная рецензия от сектора фольклора Пушкинского дома. В 1977 году, расширив свои исследования по сказкам, он готовит две монографии: «Социальные основы волшебной сказки» объемом 22 печ. листов и «Волшебная сказка и проблемы тотемизма» объемом 25 печ. листов. В дальнейшем обе работы были объединены в одну, в которой проанализирован огромный пласт сказочного материала. Она интересна своим содержанием, оригинальностью взглядов и рассуждений о происхождении образов, персонажей сказок и т.д.

Ф.В. Плесовский за годы научной деятельности подготовил более 50 статей, сборников и монографий. В это число не вошли его популярные издания. Много его неопубликованных работ находится в архиве Коми научного центра УрО РАН. Он неоднократно выезжал на Всесоюзные конференции и симпозиумы с докладами и сообщениями. VI финно-угорский конгресс был последним в его жизни. Он любил играть в шахматы. Неоднократно избирался народным заседателем в суд.

Умер Ф.В. Плесовский от болезни сердца, которую скрывал от своих самых близких ему людей. Похоронен Ф.В. Плесовский на сыктывкарском кладбище. Все, что ему хотелось сделать, он, конечно же, не успел, но оставил навсегда память о себе в своих работах по исследованию коми фольклора.

 

© В.М. Кудряшова

 

Уважаемые коллеги!

Приглашаю Вас стать авторами научного журнала
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

Для этого перейдите по этой ссылке или войдите в раздел Разное - Приглашаем авторов

Также прошу присылать для публикации на сайте нашего журнала информацию о предстоящих научных конференциях, симпозиумах и других форумах, которые будут проходить у Вас

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Журнал создан в сотрудничестве с Министерством регионального развития Российской Федерации

 

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Назад

При перепечатке оригинальных материалов обязательна ссылка на
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

О нас | Карта сайта | Обратная связь | © 2008-2021 Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Rambler's Top100