Вопросы истории и культуры
северных стран и территорий
-------------------------------------
Historical and cultural problems
of northern countries and regions
Научные статьи
Этнография
Ж. Роберт-Ламблин
(Париж, Франция)
UPR 2147, CNRS [1]
Различные аспекты долговременного антропологического исследования
в Аммассалике (Восточная Гренландия).
Изменения в демографической структуре и образе жизни
Аннотация
В статье прослеживается эволюция населения Аммассалика (Ангмагссалика) на протяжении века, со времени его открытия датчанами в 1884 году и до сегодняшнего дня, когда глобальное потепление начинает влиять на жизнедеятельность человека, в том числе и в этом регионе. Этническая группа аммассаламитских Инуитов, живущих на восточном побережье Гренландии, долгое время оставалась изолированной. В своем представлении этой группы миру автор сфокусировала внимание на демографических аспектах, в которых она смогла проследить изменения во время своих исследовательских путешествий (экспедиций) в места обитания данной этнической группы в период между 1967 и 2007 годами. В Аммассалике, как и в большинстве местных сообществ Арктики, процесс демографического перехода сопровождался некоторыми социально-экономическими и культурными изменениями, которые рассматриваются в данной статье.
Вопрос исследования
Почему демография является основным подходом в изучении населения Арктики? Потому что антропо-демографический анализ является одним из способов оценки адаптации группы людей к окружающей среде, благодаря их способности выжить в этих условиях и размножаться.
Я проводила свое длительное исследование в Восточной Гренландии, регулярно посещая ее и собрав многочисленные факты для своей работы. Этническая группа Аммассалимитов, хотя и является достаточно небольшой группой (на сегодняшний день – 2007 г. – 3350 жителей во всем Аммассалике и Иттоккортумите) представляет особый интерес по трем основным причинам:
1. Эта небольшая группа охотников на морских млекопитающих была открыта западными людьми достаточно поздно - в 1884 г. Таким образом, в начале XX века она, в какой-то мере, являлась «доисторической»;
2. Оказавшись в конце пути миграций эскимосов из Азии, она могла сохранять старые традиции, утраченные где-нибудь в другом месте;
3. И последнее: до XX века, благодаря своей географической изоляции, она представляла «идеальную» модель изолированной, по определению демографов и генетиков: эндогамной группы, в пределах которой заключались браки.
Продолжая исследования, проведенные в этом регионе раньше, в 1934 – 1937 гг. Робертом Гессеном (врачом и антропологом) и Полем-Эмилем Виктором (этнографом), я провела длительное исследование, включая несколько путешествий в изучаемый район в период между 1967 и 1994 годами. В сентябре 2007 года я смогла собрать новые данные по пути в университет города Нуук. Я могу сказать, что моя работа представляет собой точку соприкосновения, место встречи между культурной и биологической антропологией, в которой я использовала количественный, также как и качественный подход.
Методология
После установки точной и полной генеалогический и демографической базы данных о всем населении за целый век стало возможным воссоздать и проанализировать прошлое, когда контакт между этими кочевниками-охотниками и западным миром был весьма ограниченным. Я смогла проследить, с точностью до мелочей, эволюцию этой популяции на протяжении XX века. Используемые аналитические методы схожи с методами исторической демографии и антропологической демографии.
Мое исследование эволюции населения Аммассалика позволило мне изучить три основных аспекта их жизни: демографический, социально-экономический и культурный.
Благодаря своей длительной изоляции Аммассалимиты представляют собой оригинальную группу людей со специфическим биологическим и социально-культурным прошлым и, в то же время, они являются частью той же эскимосской культуры, которая развивалась от Берингова пролива вдоль северного побережья Аляски и Канады и вплоть до Гренландии.
413 Аммассалимитов, обнаруженных и зафиксированных (внесенных в реестр) датчанином Густавом Холмом, являлись единственными жителями огромного восточного побережья Гренландии. Ни севернее, ни южнее этого района не было эскимосского населения, и только в нескольких сотнях километров от Аммассалика были обнаружены последние остатки еще одной группы эскимосов, которая в течение XIX века постепенно эмигрировала в осваиваемые земли (колонии) на юго-западном побережье.
Из этого следует, что контакт между Аммассалимитами и юго-восточными эскимосами был крайне редким. Он происходил тогда, когда некоторые охотники и их семьи отправлялись в долгие и опасные путешествия с целью обменной торговли.
Не исключая возможности небольшого количества древней примеси у Аммассалитов и европейской крови (от северных или европейских охотников на китов и тюленей, от потерпевших кораблекрушение), мы можем считать население Аммассалика, на момент его открытия, настоящей эндогамной группой, внутри которой заключались браки, что полностью соответствует определению «изолированной».
С приходом европейской колонизации, начавшейся в 1894 г. и развитием связей между этой территорией и внешним миром после Второй Мировой войны сохранили ли аммассалимиты свою исключительность или утратили свою биологическую и культурную особенность?
Я решила изучать эти изменения с помощью демографического анализа по двум главным причинам:
1. Во-первых, демографический анализ явления охватывает весьма обширную область в истории индивидуумов и их социальной жизни: рождение, болезни, смерть, брак, воспроизводство, миграции, освоение территории, среда обитания и т.д.
2. Во-вторых, и, в отдельно взятом случае с аммассалимитами, демографические изменения происходили с самого начала колонизации. Эти изменения были действенными и вызвали многочисленные трансформации в социальной и экономической жизни.
Таким образом, я изучила взаимодействие между числами и структурами в эволюции этой небольшой группы арктических охотников, которые за несколько десятилетий перешли, как писал Ейнар Миккельсен, «от Каменного века к Атомному».
Данная работа представляет собой только вершину айсберга. Оставшаяся часть огромна: она состоит из большого количества тщательно собранных, подтвержденных, перепроверенных, исправленных и дополненных данных. Для меня этот долгий процесс начался в Париже в 1962 году с профессором Робертом Гессеном, когда я разбирала демографические и генеалогические документы, собранные им по аммассалитам с 1934 года и далее. Я продолжила эту работу в Копенгагене в 1966 году и в восточной Гренландии с 1967 по 2007 гг.
Таким образом, данное изучение демографических изменений было сделано после сбора данных, представленных многочисленными домовыми книгами, церковно-приходскими записями, административными и медицинскими документами, информацией, собранной Робертом Гессеном, и особенно, исследованием женской плодовитости, проведенным с помощью акушерки из восточной Гренландии Софии Йоргенсен в 1960-х и 1970-х годах (смотри приложение), а также в результате и моей собственной работы на месте.
Что касается популяции охотников, то аммассалимиты возможно уникальны.
Представленный анализ глубокий и детальный. Но не стоит преуменьшать и трудности, возникающие на пути, также как и ограниченные возможности такого микро подхода, когда небольшой размер рассматриваемых образцов иногда может привести к незначительным или рискованным результатам.
Что касается социально-экономических и культурных данных, то скажу, что я собирала их сама, в первую очередь во время моих путешествий на место исследования. Во время каждого пребывания в регионе я пыталась собрать одинаково и во всех населенных пунктах района, включая небольшие летние лагеря, определенное количество данных, которые позволили бы мне понять социальные и экономические изменения, так же как и их разнообразие в зависимости от места проживания аммассалимитов. Эта информация касается и материальной стороны жизни, включая охоту и недавно развитые занятия, и общественную, культурную и религиозную жизнь, включая образование и т.д.
Я сравнивала эту информацию с более ранними данными, известными благодаря публикациям исследователей, или личностям, которые изучали или управляли данным регионом, такими как Густав Холм, Кнад Расмуссен, Вильгельм Тальбитцер (Тальбитцер 1914, 1923 и 1941), Йохан Петерсен, Ейнар Миккельсен (Миккельсен 1944), Арни Хойгаард и Роберт Гессен.
Таким образом, часть моей работы представлена непосредственными наблюдениями, сделанными во время моего пребывания среди этого народа и часть работы посвящена воссозданию прошлого с помощью того, что можно было взять из свидетельств других лиц, архивов и многочисленных публикаций об этой территории.
Демографический анализ и результаты
Рост популяции и демографический бум
Когда Холм, после зимовки на территории Аммассалика, отправился на юг в 1885 году, он отметил важную фазу миграций. Примерно пятая часть или четверть населения Аммассалики покинула территорию в последующие миграционные волны в поисках европейских товаров, существование которых они только что обнаружили.
Тех, кто остался в Аммассалике в период между 1885 и 1895 годами, было немного. Во время своей летней экспедиции в 1892 году Райдер обнаружил во всем районе только 293 человек, живущих небольшими группами. Райдер попытался остановить движение на юг, которое депопуляризировало Аммассалик, сообщив эскимосам о скором открытии здесь торгового поста, но отъезды продолжались и в 1894 году только 235 человек оставались в районе. Это и объясняет уменьшение численности народонаселения, которое продолжалось до 1896 года, когда эмигранты и их потомки вернулись домой. Однако многие из них погибли из-за эпидемий на мысе Фаруэлл (Фарвель). Хотя некоторые и решили остаться на юге, но установление торгового поста и небольшой лютеранской миссии в Тасиилаке в 1894 году, способствовало тому, что многие из эмигрантов вернулись в родной район. В 1896 году 120 человек из них вернулись домой.
Увеличение населения Аммассалика, которое началось в первые годы европейской колонизации, впечатляет, даже несмотря на большую смертность из-за болезней, завезенных иностранцами, против которых у местных жителей не было иммунитета. Чиновники стали говорить о перенаселенности региона, ведь за 30 лет численность населения увеличилось в два раза. И в 1925 году часть населения (70 человек, то есть 10%) были переселены на 1000 километров севернее. Там, вместе с несколькими западно-гренландскими семьями, они должны были основать колонию Скорсбисунд (Иттокквортоомиитов). При создании нового поселения на восточном побережье Ейнар Миккельсен преследовал две цели: облегчить проблему перенаселенности в Аммассалике и, что особенно важно, посодействовать датчанам в конфликте с Норвегией по поводу суверенитета восточной Гренландии. Из-за того, что до новых территорий сложно было добраться, контакта между данными двумя группами в Аммассалике и Иттокквортоомите не было, за исключением редких случаев.
Период с конца XIX века до начала 1970-х годов отмечается мощным демографическим всплеском. Несмотря на тяжелые эпидемии до этого неизвестных болезней, население увеличилось за этот период в 7 раз, со всеми вытекающими отсюда последствиями в экономической и социальной жизни в такой среде, где ресурсы немногочисленны и мало разнообразны.
Тенденции уровня рождаемости и смертности
Разрыв между уровнем смертности и рождаемости был уже акцентирован. Когда медицинская помощь стала более доступной, рост населения стал увеличиваться еще сильнее, достигнув в среднем за год более 3% и даже 4% в 1960-х годах. За 20 лет (в период между 1945 и 1965 гг.) население Аммассалика выросло в два раза, без иммиграции и несмотря на внушительную эмиграцию. До 1970 года ежегодный уровень рождаемости практически не опускался ниже 40%.
Первая половина XX века демонстрирует сильные изменения в уровне смертности, которые произошли благодаря занесенным чужеземцами болезням. Это были такие болезни, как обычная простуда, грипп, коклюш, корь, полиомиелит и оспа, которые оказали драматическое влияние на этот народ, у которого против них не было иммунитета (Роберт-Ламблин 1986: 36).
После 1950 года уровень смертности снизился благодаря медицинской помощи, вакцинации и антибиотикам. Уровень смертности уменьшился с более чем 30% в конце XIX века до менее, чем 20% в середине XX века. Сейчас он близок (12%, рис. 1) к уровню европейских стран (8,9% в Дании, 2005 г.), но мы должны помнить, что население Аммассалика имеет молодую возрастную структуру, третья часть которой – это люди моложе 15 лет.
Новый тип смертности появился в Аммассалике в 1960-х годах и стал преобладать: насильственная смерть вследствие злоупотребления алкоголем. Недавняя статистика показала, что насильственная смерть (несчастные случаи, убийства, самоубийства) составляет 38% всех смертей, преимущественно среди мужского населения [2].
Впечатляет и снижение детской смертности. Оно началось в начале XX века, даже до появления медсестры в 1932 г., или датского врача в 1946 г. Указанное снижение произошло благодаря улучшению гигиены во время родов и послеродовому уходу, из-за присутствия сначала одной, а затем и нескольких гренландских акушерок, получивших образование в западной Гренландии или Дании, таких как София Йоргенсен, которая помогала французским исследованиям.
В начале XX века у аммассалимитов умирал более чем один ребенок из четырех, не достигнув годовалого возраста. В 1962 – 1966 гг. эта цифра снизилась до одного из 7, а в 1972 – 1976 гг. – до одного из 12. Таким образом, детская смертность чрезвычайно снизилась (от 300% в конце XIX столетия до 84% в 1972 – 1976 гг.) и сейчас достигает уровня 32% (рис. 1).Однако этот уровень все еще остается высоким, особенно в этой части Гренландии [3].
Снижение рождаемости: введение контроля за рождаемостью
Как было упомянуто выше, уровень рождаемости значительно повысился в течение XX века. Данный высокий уровень, редко составлявший менее 40%, и часто более 60% и даже 70%, держался благодаря молодости населения и чрезвычайной женской плодовитости. С помощью данных, которые я собрала, можно предположить, что следующие факторы увеличивали плодовитость женщин Аммассалика: увеличение стабильности браков после принятия христианства, улучшение гигиены во время родов, более низкий репродуктивный возраст, более короткий период кормления грудью, более правильный рацион и т.д.
Обеспокоенные высоким уровнем рождаемости и связанными с этим проблемами, датские власти начали развивать политику контроля за рождаемостью в Гренландии с 1968 года и с 1969 года – на Аммассалике. В 1971 г. значительное снижение уровня рождаемости на Аммассалике, почти на половину, продемонстрировало влияние службы здравоохранения на население и выявило, что женщины, особенно замужние, принимали данную политику.
Таким образом, за последние 35 лет в Восточно-Гренландских семьях произошли значительные изменения. Роды наступают позже и последние роды наступают раньше, чем в прошлом. Число детей на одну женщину уменьшилось с 7,2 в 1960-х годах до 2,86 в 2005 году [4]. Репродуктивную функцию иногда приостанавливают на несколько лет, а затем возобновляют до наступления одной или нескольких беременностей, и по определенным причинам: обычно это желание дать ребенку имя умершего родителя, согласно традициям предков (Роберт-Ламблин, 1986 и 1988).
Суммируя все вышесказанное, в эволюции женской плодовитости можно выделить три фазы. Первый период - период естественной плодовитости, соответствующий «доисторическому» периоду данной группы; Второй период - другой, не-мальтузианский период, но во время которого происходили определенные изменения, связанные с колонизацией. Третий период - мальтузианский период, начавшийся с 1969 года, когда женщины поняли, что могут планировать собственную беременность, отказываясь от нее посредством абортов или контрацепции или просто откладывая ее и определяя для себя идеальный размер семьи и т.д.
Возраст матерей, рожавших детей в период между 1997 и 2006 годами (смотри рис.2) представлен, в основном, тремя возрастными группами (73% всех родов): 15 – 19, 20 – 24, 25 – 29 лет. Причем возрастная группа 20 – 24 года представляет собой максимум за последние годы (2002 – 2006 гг.). По сравнению с более старшими поколениями женщин (Роберт-Ламблин 1988: 278-289) много молодых матерей, не достигших 20 лет (одна из четырех рожавших), в то время как поздние беременности, у тех, кому за сорок – редки. Число легальных абортов, которое возрастает, и особенно среди молодых женщин от 15 до 24 лет, превысило общее количество детей, рожденных в 2003 – 2006 годах. Это объясняет снижение уровня рождаемости в период с 2002 до 2006 гг. (рис. 1). Сейчас в семьях, как правило, по 3 ребенка; редко – больше четырех детей.
Эти два демографических явления, - смертность и рождаемость, - я специально подвергла интенсивному анализу. Изучение тенденции смертности, также как и ее причин по возрастному и половому признаку, хорошо демонстрирует уровень физического и психического здоровья популяции. Изучение уровня рождаемости и плодовитости демонстрирует изменения в поведении и обычаях, в паре и семье, включая ее организацию и в генетическом фонде (посредством смешения с другими гренландцами или жителями запада, американцами или европейцами).
Возрастная пирамида населения Аммассалика 1-е января 2007 года
Несмотря на продолжительность практики контроля за рождаемостью на этой территории (40 лет с начала ее введения) и большого числа легальных абортов, особенно за последние годы, современная возрастная пирамида остается широкой у основания и очень узкой на вершине, представляя молодость населения. В январе 2007 года 33,3% населения Аммассалика, рожденного в Гренландии, не достигло 15-летнего возраста (по сравнению с 26% всего гренландского населения в Гренландии и 19% населения датчан в Дании) и только 7% были старше 60 лет (10% в целом по Гренландии и 21% в Дании; см. также Богоявленский и Сиггнер 2004: 27 и 37). Такое возрастное распределение оказало воздействие на общество на социальном уровне: молодежь способствовала ускорению изменений, в то время как сравнительно немногочисленные пожилые люди не могли обеспечить продолжение и передачу традиционных устоев предков подрастающим поколениям. В центре этой пирамиды мы наблюдаем сильный спад рождаемости с 1970 по 1975 гг. повлиявший на численность поколения 30-35 лет. Однако этот резкий спад не был очень долгим (рис. 3).
Социально-экономическая эволюция
Переход к оседлому образу жизни (Седентаризация)
Вторая часть моей работы связана с трансформациями образа жизни народа Аммассалика, то есть быстрым эволюционным процессом и процессом урбанизации.
Первым важным поворотным моментом недавней истории народа Аммассалик стала Вторая Мировая война. В конце 1930-х годов некоторые трансформации можно наблюдать в материальной культуре, семье, социальной жизни и религии. Но, несмотря на это, население было изолировано от контактов с внешним миром, благодаря строгому контролю датских властей. Власти хотели защитить это небольшое сообщество, во многом уязвимое, особенно биологически, из-за отсутствия иммунитета к болезням, заносимым извне, и также социально - экономически из-за риска, что оно отойдет от своего традиционного образа жизни.
Протекционизм и изоляционизм больше не мог сохраняться из-за Второй Мировой войны. Восточная Гренландия, отрезанная от всех связей с Данией и остальной страной, в течение пяти лет непосредственно зависела от США. В 1941 году в Тасиилаке была установлена американская радиометеорологическая станция, а в 1942 году в центре Аммассалика, в Иккаттеке, была построена военная база для того, чтобы самолеты, курсирующие между Европой и США, могли заправляться топливом в случае чрезвычайной ситуации. Там базировалось до 800 американцев. И тогда восточные гренландцы обнаружили поразительную новую материальную культуру и технологии, до сих пор абсолютно чуждые их миру, незнакомые им ранее.
Вторым решающим поворотным моментом в эволюции аммассалимитов в сторону западной цивилизации стал период конца 1950-х и начала 1960-х годов. Это послужило началом новой эры глубоких трансформаций и открытия себя внешнему миру. Основные события, начиная с 1955 года, были следующими: а) модернизация небольшой региональной столицы Тасиилака и приток в этот поселок датчан, который с тех пор сильно увеличился; б) перегруппировка и увеличение концентрации рассеянного населения в большие деревни, в которых лучше была налажена торговля, медицинская помощь, образование и религиозная жизнь; в) создание условий для развития коммерческой ловли трески в Кууммиите в 1958 году; г) создание в 1957 году радарной базы для американской линии дальнего радиолокационного обнаружения (DEW) и затем создание взлетной полосы на острове Кулусук; д) начало полетов коммерческой авиации в начале 1960-х годов, что позволило увеличить связь с внешним миром и развитие летнего туризма.
Данная новая фаза в эволюции аммассалимитов, направленная на их «вестернизацию», продолжалась в последующие годы и ей способствовала образовательная политика, пытающаяся интегрировать молодежь в датское общество.
Традиционно, географическое распределение данной этнической группы характеризовалось рассеянными и изолированными семейными группами (патриархальная семья) и зимним и летним кочевым образом жизни. Изменение зимнего места жительства каждые два – три года, чтобы осваивать новые охотничьи угодья и позволить морским млекопитающим вернуться на покинутые места, больше не практиковалось. Население поселилось на постоянной основе в деревнях, хотя летние миграции на несколько дней или недель все еще существовали.
У населения была самопроизвольная тенденция сходиться к торговому посту Тасиилак и религиозным миссиям Тасиилака, Кууммиита и Кулусука. Но, начиная с конца 1950-х годов и далее, политика центрального правительства Дании была направлена на то, чтобы население Гренландии концентрировалось вокруг медицинских и образовательных учреждений, рядом с торговыми постами и техническими приспособлениями для переработки и продажи трески.
В 1960-х и 1970-х годах район Аммассалика перестал быть изолированным и всё способствовало тому, что восточные гренландцы, как и их западные собратья, стали настоящими северными датчанами (Гессен 1969). Этот район был модернизирован, были развиты коммуникации, а школьное и профессиональное образование должно было сделать данный народ обществом европейского типа.
Изменения в деятельности, ресурсах и в образе жизни
Охота на тюленей являлась занятием предков восточных гренландцев и она давала им все необходимое для жизни, вплоть до недавнего времени (Виктор и Роберт-Ламблин, 1989 и 1993). Часть населения до сих пор занимается этим. Однако она (охота) претерпела большие изменения в ходе XX века и сегодня большинство молодых людей не находят охоту на тюленей привлекательной. Драматическое падение цен на кожу тюленя на мировом рынке ускорило прекращение тюленьего промысла, так как сегодня каждый нуждается в деньгах, чтобы иметь достаточно современный дом, одежду, транспорт, инструменты, еду и досуг. Поэтому охотничий промысел в качестве основного вида деятельности был оставлен.
В 1960-х годах невероятно вырос коммерческий промысел трески, особенно в Кууммиите. Это вызвало перегруппировку населения и сосредоточение его около технических и торговых предприятий KGH, создание рабочих мест, появление моторных лодок и т.д.
Данное экономическое развитие привело к важным изменениям в обществе. Однако надежды на дальнейшее развитие промысла трески не оправдались. В 1972 – 1976 гг. производство трески резко снизилось. Ее преемниками стали лосось и палтус.
Наконец, после Второй Мировой войны с развитием «третичной» промышленности возникли рабочие места. Но большинство рабочих мест в строительстве, здравоохранении, торговле, образовании, предприятиях по предоставлению телекоммуникационных и технических услуг доставались датчанам или западным гренландцам, оставляя менее значительную и квалифицированную работу местному населению. Для борьбы с пролетаризацией населения в 1970-х годах была введена программа профессионального обучения восточных гренландцев. Данная программа имела хорошие результаты, так как определенное число должностей, которые раньше занимали чужеземцы теперь были заняты аммассалимитами.
На своем пути к модернизации общество Аммассалика стало свидетелем появления и развития социально-экономических классов, образ жизни которых резко отличался от традиционных слоев: рыбаки, рабочие и получающие пособие. Ремесленники не составляли отдельную категорию населения, так как очень немногие из них зарабатывали на жизнь ремеслом, а сочетали его с охотой, рыболовством или наемной работой.
Процесс урбанизации
В 1990 году население проживало в четырех типах поселений. Почти что половина его (48%) жила «в городе» (Тасиилак). 28% проживало в двух деревнях с несколькими сотнями жителей (Кууммиит и Кулусук). 21% населения проживал в трех деревнях, насчитывающих менее 200 жителей (Тиилеквилаак, Сермилигаак и Исорток). И только 3% населения оставались в небольших поселениях с очень низкой плотностью населения (Кернертивартивит, Иккаттек или места временных миграций) (рис. 4). Таким образом, среди аммассалимитов было представлено большое разнообразие образов жизни, в зависимости от их места жительства и основного рода деятельности. С одной стороны, существовали семейные группы, которые до сих пор жили так же, как их предки, в крошечных поселениях, часто состоящих из менее, чем 10 охотников. С другой стороны, были и работающие по найму люди, живущие, в основном, в Тасиилаке, и их образ жизни был близок к западному. Между этими двумя противоположными группами были многочисленные промежуточные группы, причем наблюдалось расслоение групп. Также существовал и класс буржуа, состоящий из восточных гренландцев, занимающих ответственные, высокооплачиваемые должности.
Сегодня, то есть в 2007 году, из всего гренландского населения, живущего в регионе Аммассалик (2871 человек, родившихся в Гренландии [5]) более 60% живут в небольшой столице Тасиилак, которая значительно увеличилась и модернизировалась. 23% населения проживают в двух больших поселениях Кууммиит и Кулусук. И 16% населения живет в трех «среднего размера» деревнях: Тиилеквилаак, Сермилигаак и Исорток. Число жителей Тиилеквилаака и Исортока резко сократилось, в то время как население Сермилигаака увеличилось. Много небольших поселений, таких как Квернертивартивит или Иккаттек были покинуты в качестве постоянного места жительства, их жители, как и многие другие жители региона, переселились в сторону города Тасиилака.
Воздействие ускоренной эволюции
При детальном изучении воздействия ускоренной эволюции, я сосредоточилась на социальных беспорядках, которые она вызвала.
Большие психологические проблемы, пережитые аммассалимитами, вынужденными приспосабливаться к этим быстрым переменам, повлияли на все стороны их бытия и ценности их существования – культуру, религию, семью, общество, хозяйство или стиль жизни, и выражались различными способами и иногда создавали трагические ситуации. Фактически, все поколения аммассалимитов были затронуты этим процессом, но в различной степени.
Хрупкость общественного порядка, которую мы наблюдаем, может объясняться несколькими факторами: а) стали слабее семейное образование, авторитет старших, традиций и их престиж в глазах молодежи; б) возникновение относительно благополучных новых социальных классов, состоящих из служащих, которые мало делятся своим богатством. Они копят деньги, собирают вещи, и часто занимают командные должности. Механизмы для уменьшения неравенства, которые существовали в традиционном обществе, такие как умение делиться и преподносить подарки сейчас исчезают и новая ситуация может вызвать конфликты; в) мирный способ решения конфликтов, например с помощью песенного состязания с барабанами, больше не существует и ничего его не заменило. Усугубляет ситуацию алкоголь, свойства которого способствуют тому, что человек больше не сдерживает то, что обычно скрывается или сдерживается. В данном регионе с помощью алкоголя проявилось напряжение, соперничество, зависть между людьми. Все это проявлялось тогда, когда люди находились в состоянии алкогольного опьянения; г) наконец, ослабление влияния религиозных лидеров, которое прослеживается благодаря тому факту, что убийства и самоубийства возобновились, несмотря на то, что с ними боролись священники и почти что искоренили их в течение первой половины XX столетия. В сентябре 2007 года пожилой человек, старше 70 лет, из Тасиилака, сказал мне, что он очень жалеет о том, что у них больше нет шаманов. Он сказал: «Шаманы были настоящими учителями нашего общества».
Выводы
Давайте вернемся к вопросу, поставленному в самом начале статьи: спустя столетие со времени его первого контакта с западным миром исчезла ли изолированность Аммассалика или в какой-то степени она присутствует? Чтобы сделать вывод, я приведу несколько наблюдений. Во-первых, анализ брака и деторождения выявил, что сильная эндогамия сохранялась вплоть до Второй Мировой войны, а начиная с нее произошли большие изменения моральных принципов. Незаконнорожденные дети, вызывавшие большое неодобрение в прошлом, стали все более многочисленными и являются обычным явлением в сегодняшнее время. На фоне этого увеличивающееся число представителей смешанного родства представляет собой экзогамные тенденции, особенно среди аммассалимитских женщин.
Биологический фон восточных гренландцев изменялся благодаря внешним генам различного происхождения. Несколько западных гренландцев заключили браки с аммассалимитами и ассимилировались в восточно-гренландскую популяцию. Но большая часть генетической примеси произошла благодаря притоку, со времен Второй Мировой войны, большого числа жителей запада – европейцев и американцев – которые оставили после себя потомков или своих аммассалимитских жен.
Я смогла проследить эволюцию состава населения Аммассалика согласно происхождению их предков из многочисленных генеалогических данных, собранных до конца 1970-х годов. Из всех аммассалимитов, перечисленных в декабре 1976 г. у 89,3% предки были из этого района, несмотря на тот факт, что рождалось много полукровок. Это можно объяснить последствиями эмиграции или смерти большого процента людей смешанной родословной (Роберт-Ламблин 1986: 46).
На этой стадии генетическая изоляция аммассалимитов оставалась нетронутой. Но миграционное движение между Аммассаликом и внешним миром и экзогамические тенденции населения, которые увеличились с тех пор, создали смесь между аммассалимитами и не аммассалимитами, что привело к большей разнородности генетического фонда данной этнической группы.
Что касается социально-культурных факторов, то трансформация социальных структур вместе с культурными изменениями случилась раньше и, на время моих наблюдений, являлась более важной и обширной, чем модификации генотипа.
Однако аммассалимиты не утратили всей своей культурной целостности. Эта особенность теперь представлена их собственным диалектом, несмотря на то, что последовали некоторые трансформации из-за влияния официального западно-гренландского языка (Терсис 2008).
Сохранились наиболее важные части определенных социальных правил предков, несмотря на некоторые изменения. Например сохраняется сплоченность семьи, «реинкарнация» у новорожденных имени покойных родственников, особенная система образования и практика усыновления.
Традиционные технические приемы и обычаи наилучшим образом сохранились среди тех, кто остался верен охотничьему промыслу. В таких семьях можно наблюдать общественное деление добычи, традиционный рацион и древние технологии (использование собачьих упряжек и различных традиционных инструментов), а также мобильность и летний кочевой образ жизни.
Но готово ли молодое поколение взять на себя продолжение и передачу своего культурного наследия? Сегодня молодые люди не проявляют интереса к охоте, что может привести к прекращению ее существования, как основного вида деятельности. В 2007 году средний возраст 126-ти «профессиональных охотников», то есть тех, которые официально зарегистрированы в муниципалитете Аммассалика как живущие, в основном, благодаря этому источнику [6], составлял 43 года, варьируясь от 19 до 68 лет (среди них 8% старше 60 лет). По отношению ко всему местному мужскому населению больше всего охотников в деревне Сермилигаак. Но для большинства мужчин охота и рыбная ловля стали занятиями свободного времяпрепровождения, дополнениями к основной работе за зарплату.
Глобальное потепление, ощутимое в этом регионе уже почти 10 лет, подрывает охотничий промысел. Охотникам на морских млекопитающих приходится адаптировать свои методы к изменяющемуся поведению их добычи [7]. Кроме того, изменились условия транспортировки к местам охоты. Из-за того, что замерзание фьордов начинается позже и ледостав продолжается меньше в течение года, а также из-за таяния прибрежных ледников, теперь меньше возможностей для людей и собачьих упряжек передвигаться во время зимнего периода и менее безопасно.
Улов гренландского палтуса, морского окуня и зубаткт сейчас более богатый, чем был до этого. Также есть возможность продать эту рыбу в Куумиите, где сейчас рыба, идущая на экспорт, только засаливается. Но, в основном, рыба потребляется самими рыбацкими семьями и местным населением, особенно треска.
Местные власти, находящиеся в Нууке (столица Гренландии), планируя экономическое будущее Восточной Гренландии, в первую очередь стараются опираться на туризм. Сталкиваясь с такими ограниченными перспективами, непонятно, как аммассалимиты смогут преодолеть социально-экономические трудности, поддерживая культурную подлинность «настоящих» свободных людей Арктики, которые называются Инуиты.
Библиографию см. в английском варианте статьи.
Объяснение рисунков
(рисунки см. в английском варианте статьи)
Рис.1. Уровень смертности и рождаемости среди населения Аммассалика, 1997-2006
- В течение первого периода (1997-2001 гг.) был сделан 251 законный аборт на 350 родившихся, то есть 701 аборт на 1000 родившихся; и во время второго периода (2002-2006 гг.) – 320 абортов на 313 новорожденных, то есть 1019 абортов на 1000 новорожденных. Фактически, годовое количество абортов превышало рождаемость с 2003 по 2006 гг.
- Мужская смертность достаточно большая: 56% из всех смертей во время первого периода и 61% - во время второго периода. Средний возраст на момент смерти в течение данных периодов представлен небольшим увеличением для мужчин: с 46,4 в первом периоде до 47,0 во втором (если мы считаем смерти только после первого года жизни). С другой стороны, средний возраст женщин на момент смерти значительно увеличился: с 53,1 до 59,3 в эти периоды (исключая младенческую смертность).
- Чтобы снизить внутриутробную смертность, матери, с угрозой не вынашивания, сейчас отправляются рожать в Дроннинг Ингридс Госпиталь в Нууке.
Источники: Данные из муниципальных материалов Аммассалика (получены благодаря любезности Йоханнес Калиа и Лауритц Блох) и от главного медицинского инспектора в Гренландии (любезно предоставлены Джутте Хей).
Рис.2. Возраст женщин на момент рождения Гренландских детей в Аммассалике, в 1997 – 2006 гг.
- Первый период: 1997-2001 гг.: 358 новорожденных; средний возраст женщин: 25,4.
- Второй период: 2002 – 2006 гг.: 313 новорожденных; средний возраст женщин: 24,9.
- Общий период: 1997 – 2006 гг.: 671 новорожденный; средний возраст женщин: 25,2.
Источники: Данные из муниципальных материалов Аммассалика.
Рис.3. Возрастная пирамида населения Аммассалика (рожденного в Гренландии) на 1 января 2007 г.
Общая численность населения, рожденного в Гренландии = 2871 человек.
Источники: Данные из муниципальных материалов Аммассалика и документы Гренландской статистики.
Рис.4. Распределение гренландского населения муниципалитета Аммассалика в 1976, 1990 и 2007 гг., согласно месту жительства.
Источники: По 1976 и 1990 гг.: Роберт-Ламблин, 1999: 45. По 2007 г.: материалы муниципалитета Аммассалика и документы Гренландской статистики.
Приложение
Изучение женщин и семейств.
Опрос среди восточно-гренландских женщин* для получения следующей информации
Данные по женщинам:
- Первая менструация, во сколько лет вышла замуж, первый ребенок, последний ребенок, менопауза
- Использование контрацепции, аборт
- Техника родов, была ли традиционной
- Кормление младенца
- Уровень образования и работа женщины
Данные по детям:
- Число родов, промежуток между ними
- Смертность
- Внутриутробная и младенческая смертность
- Интербридинг (дети от отцов не своей национальности)
- Лицо, воспитывающее ребенка, усыновление.
Данные по парам:
- Этническое происхождение и выбор партнера
- Степень родства между супругами
- Разница в возрасте.
Данные по семьям:
- Жили родители вместе или нет
- Семейное положение
- Семья с одним родителем
- Роль дедушки и бабушки
Другие данные:
- История миграций отдельных лиц и семей
- Разница в поведении у различных поколений женщин
- Разница между географическими территориями и этническими группами
Анализ собранных данных:
- Кодировка данных, сохранение конфиденциальности
- Обработка данных и статистика
* Это исследование также было проведено позже мной на Алеутских островах, в Северной Якутии и на Камчатке.
Сноски
1. E-mail: joelle.robert-lamblin@evolhum.cnrs.fr
2. Демографические данные, предоставленные главным медицинским чиновником Гренландии, показывают, что причины 473 смертей (281 мужчины и 192 женщин) среди аммассалимитов в период между 1994 и 2006 гг., были следующие: 61,5% умерли естественной смертью (148 мужчин и 143 женщины); 12,3% - от несчастных случаев (43 мужчины и 15 женщин). Причиной 22% смертей было самоубийство (79 мужчин и 25 женщин), 4% - убийство (10 мужчин и 9 женщин). Неизвестна причина смерти одного человека (0,2%).
3. В расчете на все население Гренландии уровень детской смертности варьируется от 7,9% до 15,4% в период 2002 – 2006 гг. В Дании детская смертность достигла 3,8% в 2006 году.
4. В течение того же периода среднее число детей на каждую женщину по всей Гренландии составило 2,36 (информация предоставлена летом 2007 года Сюзанной Хоуд, акушеркой из госпиталя Тасиилака).
5. Население, рожденное за пределами Гренландии, в основном датского происхождения, насчитывает 198 человек (136 мужчин и 62 женщины). Из них 163 человека живут в Тасиилаке, 26 – в Кулусуке, 7 – в Кууммиите и 2 человека живут в Тиилекилааке.
6. Для того, чтобы получить лицензию на охоту необходимо, чтобы, по крайней мере, 50% общего дохода человека должно идти от охоты и рыбной ловли.
7. Тюлени обитают там, где есть плавающие ледяные поля. Как говорится: «Нет льда – нет тюленей».
© Joelle Robert-Lamblin
Уважаемые коллеги!
Приглашаю Вас стать авторами научного журнала
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»
Для этого перейдите по этой ссылке или войдите в раздел Разное - Приглашаем авторов
Также прошу присылать для публикации на сайте нашего журнала информацию о предстоящих научных конференциях, симпозиумах и других форумах, которые будут проходить у Вас
Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь
Журнал создан в сотрудничестве с Министерством регионального развития Российской Федерации
Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь
Назад
При перепечатке оригинальных материалов обязательна ссылка на
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»