Вопросы истории и культуры
северных стран и территорий
-------------------------------------
Historical and cultural problems
of northern countries and regions
Научные статьи
Этнография
В.В. Ушницкий
(Якутск, Россия)
UPR 2147, CNRS [1]
Этнические контакты якутов
с уральскими народами:
миф или реальность?
Этнические контакты народов Якутии с уральскими народами до сих пор не стали объектом серьезного научного изучения. В основном с самодийцами связывают юкагиров, а безусловные этнические связи саха и эвенков с ними остаются без внимания. Пожалуй, только С.И. Николаев – Сомоготто в публицистических заметках выдвигал версию о самодийском происхождении саха. Ф.Ф. Васильевым была написана статья об уральском компоненте в составе саха [1]. В последнее время в статьях и монографиях отечественных и зарубежных генетиков, проводится связь якутского генотипа с уральскими народами [2].
Известный советский этнограф Л.Я. Штернберг, пожалуй первым, обратил внимание на близкое совпадение элементов материальной и духовной культуры саха и западных финнов, что по его словам, позволяет предполагать непосредственное соседство в древности этих двух этнических групп. В финской мифологии, как и в якутской, орел высаживает яйца, из которого рождаются шаманы. Величайшее божество неба Укко носит название Aija, что роднит его с якутским верховным божеством Урун Айыы тойон. К тому же он является родителем шаманов, и его называют дедом, как и якуты при обращении к орлу. К этим параллелям добавляют: а) своеобразную форму прикрепления тетивы в луке и б) полное совпадение деталей орнамента на берестяной обшивке лука у саха и у всех финских народов [3]. Характерно, что элементы материальной и духовной культуры саха, связываемые с древним индо-иранским субстратом, имеют параллели в этнической культуре уральских народов.
Публицистические заметки якутского этнографа С.И. Николаева, уже ушедшего в заслуженный отдых, появились в эпоху перестройки и в первые годы постсоветского периода. Они вызывали активную дискуссию, так как автор выдвигал модную теорию аборигенного происхождения народа саха. При этом автор особое внимание обращал на имеющиеся саха - самодийские параллели, считая саха отуреченными самодийцами. Николаев предполагал, что самодийцы были насельниками территории Южной Сибири и тюркские народы, хакасы и тувинцы, просто сменили язык. По его словам, на территории Якутии также проживали самодийские этносы, постепенно сменившие свой язык на тюркский язык саха. Он производит самоназвание саха - ураанхай от названия легендарного рода Урэн [4]. По мнению Николаева-Сомоготто, саха-ураанхайцы являются отуреченными самодийцами урэнэй.
Его взгляд на научном уровне продолжил этнограф Ф.Ф. Васильев. Им самый древний культурный пласт, оказавший заметное влияние на формирование этноса, был определен как этнокультурный субстрат уральского облика. Но тут же он делает интересное заключение: "рассматриваемый этнический субстрат не мог играть приоритетной роли в формировании якутского народа и его культуры" [5].
При этом Ф.Ф. Васильев исходит из того, что принадлежность юкагирского языка к уральской языковой семье, по его данным, не вызывает особых нареканий. Поэтому он обращает внимание на то, что характерные для позднеякутской керамики, рассеченные и сплошные налепные валики, подвенчиковые сквозные дырочки, некоторые графические (художественные) орнаменты с завидным постоянством прослеживаются до времен позднего (финального) неолита. К тому же, присутствие праюкагирского (т.е. уральского) фактора в ымыяхтахской культуре учитывается всеми исследователями. Так в населении бронзового века И.В. Константинов предполагал прямых предков современных юкагиров. В литературе даже иногда встречаются утверждения об уральской принадлежности племен раннего железного века Якутии [6].
Описываемое в якутском фольклоре жилище автохтонов Центральной Якутии без окон, без дверей и без якутской печи, Ф.Ф. Васильев сравнивает с полуземляночными жилищами угро-самодийцев Севера, вход в которые предполагается через дымовое отверстие. Жилище северных якутов, называемое «холомо», он связывает с мансийским термином ма-кол “земляной дом” и селькупским названием полуземлянки со срубом «карамо» [7].
Образ ныряющей водоплавающей птицы, антропоморфные деревянные скульптуры, концептуальное положение якутского шаманизма. Оно подразумевает сакральную связь шаман – дерево – птица. Ф.Ф. Васильев этот образ также относит к реликтам древнейших прауральских верований. Юкагирское женское погребение в лодке, обнаруженное автором, он также сравнивает с такими погребениями среди ненцев и обских угров [8]. Ф.Ф. Васильев сопоставляет название группы западнокангаласских саха маган с родом маган у лесных энцев. При рассмотрении наконечников стрел Ф.Ф. Васильев также подметил близость многих типов к селькупским и ненецким образцам [9].
Следует отметить сходство якутских национальных прыжков «кылыы» (скачки на одной ноге), «куобах» (двумя ногами одновременно) и «ыстана» (попеременные прыжки с ноги на ногу) с игрой детей сургутских хантов под названием «Заячьи следы» – «Чевэр лэк». В этой игре один из игроков становится в первый «след», т.е. принимает исходное положение – «стоя ноги врозь», отталкивается двумя ногами, стараясь при этом точно приземлиться в следующий «след», но уже на одну ногу. Якутскую стрельбу из лука в мету, называемою «далла мэндэтии», известную как стрельбу из луков вверх; можно сравнить с играми детей сургутских хантов в стрельбе на дальность и вверх («кто выше»).
С.И. Николаевым название крупного якутского села Майа и имя легендарного богатыря Майагатта сопоставляется с этнонимом майаат. В легендарных маятах принято видеть самодийцев, проникших в территорию Якутии. В имени олекминского рода мэйик по созвучию имени усматривает майаатов. О ванядах (маятах) из якутского фольклора известно, что "эти люди мастерски охотились на диких оленей". Эвенкийский и якутский фольклор довольно однозначно рисуют гибель маятов от голода и других причин. Предположение В.А. Туголукова о том, что часть ванядов (маятов), проживая среди якутов, «объякутилась», получает подтверждение генеалогической линией предков некоторых современных саха [10].
Считается что, этноним ваняд (маят) произошел от эвенкийского ванядал - "пришедшие убивать". Ваняды (маяты) и нерумняли были единой этнографической группой смешанного тунгусо-самодийского происхождения. Они имели общее, обьединяющее их имя Булэн, записанное русскими как "буляши". Буляши имели свой язык, употребляли в пищу сырое мясо и татуировали лицо, что характерно для самодийцев, а не для тунгусов. Этноним буляши представляет собой русскую транскрипцию эвенкийского термина булэсэл/булэшэл - "враги", от булэн - "враг" [11]. Этим термином эвены обозначают именно юкагиров.
По фольклору кобяйских якутов родоначальники родов куокуй и тыайа легендарные Куокуйа и Тыайа, происходили из племени воинственных майаатов. Майааты во главе Манан Мэкчэ обитали и при впадении реки Тукээн в Вилюй, т.е. в районе Верхневилюйского района [12].
Мэйики, нерюктэйцы и оспехи, обитающие на территории Средней Лены довольно далеко друг от друга, по якутскому фольклору являлись родственными родами, возможно разбросанными частями некогда единого местного субстрата. Название рода нерюк-тэй похоже по звучанию на этноним нерум-ни. Название эвенкийского рода Нюрумняль выводят из самодийских языков. В топонимике Сибири много похожих топонимов. Это Норильские озера, оз. Нюрба в Вилюе, р. Нарым, р. Нюрга и т.д. Селькупов ханты именовали нерум-ни [13].
В Центральной Якутии местный субстрат, представлен легендарными хара-сагылами. В Туве бытовали аналогичные предания о кер-сагалах, в которых следует видеть угро-самодийских автохтонов. Борогонский князь Легой (легендарный Майагатта Бэрт Хара, скорее его мифологизированный образ), был одним из трех самых авторитетных тойонов саха на Средней Лене во время прихода русских. Его имя сравнивается с тем, что имя Логой можно встретить среди ненцев, "локой" на языке эвенков означает "самец". Согласно Страленбергу, волость Люгой существовал в XVII в. наряду с Борогонской. Существовал ненецкий родовой компонент Лэхэ (в форме Логей), который венгерский этнограф В. Диосеги сопоставлял с названием волости Лугуй среди барабинских татар [14].
В легендах северных якутов о племени Хоро, встречается мотив о потопе и вороне - спасителе людей. По фольклорным данным хоролоры Якутии имели тотем ворона. Как говорится в мифе, когда предки хоринцев во время наводнения сидели без огня, "прилетел ворон, держа во рту огниво с мешочком для трута, и спустил это хоринцам" [15]. Это можно сопоставить с тем, что ворон является любимым мифологическим героем палеоазиатских и уральских народов. Надо отметить и тот факт, что мифы о вороне - первопредке являются популярными у североамериканских индейцев.
Священная береза, играющая важную роль в якутском шаманизме, фигурирует и в финской мифологии в связи с Vaino, в котором видят первого шамана.
Таким образом, крайне близкое совпадение комплекса культовых обрядов у якутов и финнов позволяет предполагать непосредственное в древности их соседство. По ярким следам тотемизма, по еще более ярким следам матернитета, можно допустить, что этот комплекс от якутов распространился среди народов Сибири. Но присутствие терминов шаман и туру среди всех тунгусских народностей, говорят за приоритет тунгусов [16].
Ф.Ф. Васильев и А.И. Гоголев утверждают о двухкомпонентности влияния угро-самодийских этносов на тюркоязычных предков саха. Так, археологические культуры Южной Сибири и Прибайкалья имеют ощутимый вклад уральских традиций. К другому разряду сложности можно отнести вопрос о присутствии местного, центрально-якутского автохтонного уральского этнического субстрата [17].
Южных предков саха, мы связываем с туматами и меркитами, входившими в состав племен Дубо. По мнению Л.П. Потапова они были отуреченными самодийцами. Есть мнение, что этноним тумат со сходным именем встречается и среди северных самодийцев. Г.Н. Прокофьев, утверждая о самодийском происхождении дубо-туматов, исходит из того, что в селькупском языке Тибэ – означает мужчина. Словом таубу (саянское туба) энцы именуют нганасан. Следовательно, самодийские племена Саян каса и туба (туба, тиба) (человек, мужчина) продвинувшись на Север, могли дать начало оленным самодийским группам [18].
Меркитов Л.Н. Гумилев тоже считал самодийским этносом. К примеру, одним из трех племен гурван меркитов являлось племя хаат-хаатай. Термин хаат может быть сравним с традицией почитания хатов – реальных или мифических предков у бурят. Т.Д. Скрынникова возводит эту бурятскую традицию к угорским народам Приобья. В языке ханты-манси хатай – «покойник, череп», а словосочетание ха та – «умерший» [19].
Название племени удуит-меркитов скорее всего произошло от самодийского слова «уда» - вода. От другого названия данного племени увас-меркитов считается возникшим увакасильский или вакарайский род конных эвенков. Это название связывается нами с юкагирским словом вагарииль означающим ‘предок, родоначальник’, вагариил ‘исконные, коренные’ (также название рода тундренных юкагиров), вагирэл ‘название рода тундренных юкагиров’, вадул ‘здешний, свой’ [20]. Увас-меркитов иначе называли хоас-меркитами. Это название связывается с якутским куба – лебедь. Поэтому указывается, что лебедь был тотемом угро-самодийских племен.
Как выше было сказано, имеется традиция, восходящая к Д.А. Клеменцу считать носителей этнонима урянхай отуреченными самоди. Известный алтаист В.И. Наделяев сформулировал теорию самодийского субстрата в этногенезе народов Южной Сибири и Байкала. Интересным представляется мнение «патриарха» в изучении одульских языков Николая Курилова. По нему самодийцы являются носителями древнего праюкагирского языка.
Есть мнение, что обозначение юкагиров ‘йокогир’ и якутов от ‘йоко’ вероятно являются производными от слов со сходным значением. В юкагирском языке слово йокэ имеет значение ‘далеко, вдали’, по чукотски ыяакэн ‘далекий, дальний’, множественное число - ыяакэт. Эти слова лежат в основе этнонима «якутцкие люди», «якуты», а в эвенкийской адаптации с суффиксом родовых названий – в основе этнонима «юкагиры» [21]. Следовательно, этноним якут не происходит от эвенкийского йоко ине является адаптированным именем самоназвания саха, как обычно утверждается. Это скорее указывает на процессы ассимиляции йокогиров тюрко-монгольскими группами, что осталось в памяти их соседей эвенков, продолжавших называть саха старым именем.
К изучению этногенеза саха в последнее время весьма активно стали использоваться генетические исследования. В отличие от мтДНК — Y-хромосома, наследуется строго по отцовской линии. Так, линия N3-хромосом обнаружена по всей территории Северной Евразии, в том числе во всех популяциях Якутии (якуты, эвенки, эвены, юкагиры, долганы), в Южной Сибири (буряты, тофалары, тувинцы), Монголии, на Чукотке (чукчи, эскимосы), Камчатке (коряки, ительмены), в регионе р. Амур (негидальцы, орочоны, ульчи), в Западной Сибири (ханты, ненцы, энцы), у народов финно-угорской языковой группы (финны, эстонцы, саами, мари, мордва) и славян (русские, украинцы, словаки) [22].
Чтобы проверить гипотезу о древней уралоязычной основе юкагиров на более высоком уровне разрешения, С.А. Федорова провела сравнение митохондриальных ГВСI - линий юкагиров с линиями популяций Западной Сибири. Хотя С.А. Федоровой не получено прямых доказательств непосредственных генетических связей юкагиров с уралоязычными этносами Западной Сибири, но она надеется, что анализ дополнительных маркеров линий митохондриальных гаплогрупп С, D и Z1, а также гаплогруппы Q Y - хромосомы позволит в будущем найти более яркие свидетельства древних контактов юкагиров с уральцами [23].
Другой группой генетиков сходство структуры генофонда саха и эвенков объясняется общностью их происхождения из единой предковой популяции. Следовательно, эти популяции подверглись ассимиляции со стороны тунгусов, потом более поздних тюркоязычных мигрантов. Претендентами на роль популяции донора, очевидно, являются юкагиры, точнее праюкагиры и родственные им палеоазиатские племена, проживавшие на территории Якутии [24].
Антропологи сделали вывод о том, что в формировании народов, принадлежащих к уральской расе и народов Севера Сибири к востоку от Обь-Енисейского водораздела, принимал участие единый, древний пласт, который можно называть «юкагирским». По языковым данным, на значительной территории Приполярья и Заполярья существовал единый древнеуральский субстрат, принимавший участие в этногенезе саамов, европейских и азиатских ненцев, энцев, нганасан и юкагиров. Таким образом, праюкагиры считаются самым ранним пластом уральцев, продвинувшихся на север [25].
Некоторые исследователи считают, что предки юкагиров относятся к восточной ветви уралоязычных этнических групп, которые мигрировали с территории Таймырского полуострова в Восточную Сибирь в середине II тыс. до н.э. и были территориально отделены от остальных уралоязычных этносов в относительно недавнее время [26]. Коллиндер предполагал происхождение юкагиров из самодийской ветви, после распада уральской прародины [27].
В последних трудах археологов и генетиков делается заключение о генетической связи пазырыкцев Горного Алтая с самодийскими народами. Исходя из этого, можно считать, что древние самодийцы были связаны с скифо-сакскими племени или входили в их круг. О присутствии в древности самодийского элемента на территории Прибайкалья утверждают топонимисты, лингвисты, археологи и в последнее время к ним прибавились генетики. Следовательно, скифские (сакские) элементы из более южных районов Южной Сибири на территорию Прибайкалья, потом и Якутии могли привести с собой самодийские группы.
По мнению юкагирского ученого Н.Г. Курилова, юкагирский язык является предком урало-алтайских языков [28]. Таким образом, те смелые охотники, которые с незапамятных времен осваивали Арктику, являются одними из этнических предков саха. О проживании прауральского (протоюкагирского) населения не только на всей территории Якутии, но и многих областей Восточной Сибири и также арктической зоны Западной Сибири свидетельствуют топонимические, фольклорные и археологические материалы.
А.Н. Алексеев изучая этногенез якутского народа, находит параллели с североамериканскими индейцами в тотемных верованиях, в шапке из «птичьих перьев» [29]. В современной науке имеются и гипотезы, утверждающие о лингвистическом родстве уральских языков с языками индейцев языковой семьи на-дене. Поэтому перед фольклористами, генетиками и этнографами стоит задача изучения этнических связей между уральскими и алтайскими народами, а также американскими индейцами, чтобы поставить изучение генезиса народов Северо-Востока Азии на более серьезный уровень.
Использованная литература:
1. Николаев С.И. – Сомоготто. Происхождение народа саха. – Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 1995. – 112 с., Васильев Ф.Ф. К вопросу об уральском компоненте в этнической культуре якутов // Этнос: традиции и современность. – Якутск, 1994. – С.16.
2. Федорова С.А., Бермишева М.А., Виллемс Р. и соавт. Анализ линий митохондриальной ДНК в популяции якутов. – Молекулярная биология, 2003. № 37. – С. 643-653.
3. Штернберг Л.Я. Культ орла у сибирских народов // Первобытная религия. – Л., 1936. – С. 114-115.
4. Николаев С.И. – Сомоготто. Происхождение народа саха. – Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 1995. – 112 с.
5. Васильев Ф.Ф. Указ. соч. – С. 21.
6. Там же. – С. 17-18.
7. Там же. – С. 18-19.
8. Там же. – С. 20.
9. Васильев Ф.Ф. Военное дело якутов… - С. 36.
10. Туголуков Б.А. Тунгусы Средней и Западной Сибири. - М: Изд-во "Наука", 1985. – С. 200-201.
11. Там же. – С.164, 168.
12. Захаров И.И. Майя, ацтеки, майааты… История обоснования и закрепления автохтонных жителей Средне-Вилюйского субрегиона (VII – конец XVI в.в.). // Илин. – 2000. – N 2. – С. 48.
13. Там же. – С.166.
14. Васильев В.И. Проблемы этногенеза северосамодийских народов // Этногенез народов Севера... - С. 49.
15. Ксенофонтов Г.В. Эллэйада… - С. 84.
16. Штернберг. Указ. соч. - С. 116, 126.
17. Васильев Ф.Ф. Указ. соч. - С.16.
18. Прокофьев Г.Н. Этногония народностей Обь-Енисейского бассейна (ненцев, нганасан, энцев, селькупов и кетов) // Советская этнография. 1940. №3. – С. 23.
19. Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингисхана. – М.: Изд-во вост. лит., 1997. – С. 175.
20. Бурыкин А.А. Историко-этнографические и историко-культурные аспекты исследования ономастического пространства региона (топонимика и этнонимика Восточной Сибири). – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. – С. 181.
21. Там же. – С. 180.
22. Rootsi S., Zhivotovsky L.A., Baldovic M. et al. A counter clockwise northern route of the Y-chromosome haplogroup N from Southeast Asia towards Europe // Eur. J. Hum. Genet. - 2006. - V.15. - P.204-211.
23. Федорова С.А. Генетические портреты народов Республики Саха (Якутия): анализ линий митохондриальной ДНК и Y-хромосомы. Якутск: Издательство ЯНЦ СО РАН. 2008. 235 с.
24. Харьков В.Н, Степанов В.А, Медведева О.А, Спиридонова М.Г., Максимова Н.Р., Ноговицина А.Н., Пузырев В.П. Происхождение якутов: анализ галлотипов Y-хромосомы // Молекулярная биология, 2008. Том 42. № 2. - С. 234-235.
25. Васильев Ф.Ф. К вопросу об уральском компоненте….
26. Симченко Ю.Б. Ранние этапы этногенеза народов Уральской языковой семьи Заполярья и Приполярья Сибири // Этногенез народов Севера… - С.13-18.
27. Алексеев А.Н. Древняя Якутия. Железный век и эпоха средневековья. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН. - 1996. - 95 c.
28. Курилов Н. Юкагиры: неразгаданная тайна человечества. – Якутск, 1999. – С. 32.
29. Алексеев А.Н. Древняя Якутия. Железный век и эпоха средневековья. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН. - 1996. - 95 c.
© В.В. Ушницкий
Уважаемые коллеги!
Приглашаю Вас стать авторами научного журнала
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»
Для этого перейдите по этой ссылке или войдите в раздел Разное - Приглашаем авторов
Также прошу присылать для публикации на сайте нашего журнала информацию о предстоящих научных конференциях, симпозиумах и других форумах, которые будут проходить у Вас
Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь
Журнал создан в сотрудничестве с Министерством регионального развития Российской Федерации
Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь
Назад
При перепечатке оригинальных материалов обязательна ссылка на
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»