Вопросы истории и культуры
северных стран и территорий
-------------------------------------
Historical and cultural problems
of northern countries and regions
Научные статьи
История
М.А. Мацук
(Сыктывкар, Россия)
Германские и Австро-Венгерские подданные, умершие и похороненные в городе
Усть-Сысольске в годы I Мировой войны
(Проект, направленный на восстановление имен иностранцев,
умерших и похороненных на территории Российского Севера)
Северные территории России издавна были местом, где по своей воле или по принуждению проживали многие иностранные подданные. Редакция журнала начинает масштабный проект, целью которого является установление имен граждан иностранных государств, которые умерли и были похоронены в разных местах Российского Севера. Научное значение этого проекта состоит в том, что проект даст возможность исследовать историю достаточно большой группы людей, возможно, оказавших определенное влияние на эволюцию традиционной материальной и духовной культуры коренных жителей. Социальная и этическая стороны проекта состоят в том, что начинающийся масштабный проект даст возможность родственникам указанных людей узнать об их судьбе и о месте захоронения их близких.
В данной статье я приведу список германских и австрийских подданных, оказавшихся в качестве военнопленных и интернированных граждан в уездном городе Усть-Сысольске Вологодской губернии и тут же умерших и похороненных.
Прежде всего, скажу о том, что во время I Мировой войны в уездных северных городах и даже в сельской местности проживало достаточно много военнопленных враждебных России, на тот период времени, государств. По некоторым территориям, в частности, по материалам Коми края (Яренского, Усть-Сысольского, Печорского уездов) имеются исследования (смотри статью М.В. Таскаева в этом номере журнала), в которых в целом прослежена судьба данного отряда людей. Другие территории практически не изучены в данном направлении. То есть нам предстоит большая и весьма трудоемкая работа.
Первое. Нам надо будет найти в архивах зафиксированные записи о смерти и месте захоронения конкретного человека. Второе. Кроме того, нам необходимо будет выяснить историю того кладбища, на котором многие годы назад были похоронены иностранные граждане. В ряде случаев второе будет сделать сложнее, чем первое. Напомню, что в результате преобразований, которые проводили в России большевики, многие кладбищенские церкви были разрушены, а сами кладбища были уничтожены. В таком случае нам предстоит выяснить: 1. Проводилось ли перезахоронение останков умерших при ликвидации старого кладбища? 2. Не была ли застроена территория бывшего кладбища? 3. Если территория бывшего кладбища была застроена, а официального перезахоронения останков не было произведено, то что случилось с этими останками?
Еще раз подчеркну, что работа предстоит очень большая и надеюсь на помощь профессиональных исследователей, а также сотрудников республиканских, областных, окружных, городских и районных архивов, музеев, членов общества «Мемориал», краеведов, которых призываю включиться в выполнение данного проекта. Заранее скажу, что редакция не располагает деньгами для оплаты работы исследователей, но гарантирую, что ваши материалы, уважаемые коллеги, будут опубликованы на страницах журнала «Вопросы истории и культуры северных стран и территорий».
Список германских и австрийских подданных, умерших и похороненных в Усть-Сысольске (ныне - Сыктывкар), составлен мною по данным «Метрических книг Усть-Сысольского Троицкого собора за 1914, 1915, 1916 и 1917 гг.», «Метрической книги Усть-Сысольского Троицкого собора за 1917 г» и «Книги записи рождений, смертей, браков отдела ЗАГСа Усть-Сысольского уездного исполкома по г. Усть-Сысольску за 1918 – 1919 гг.». Эти документы хранятся в Национальном архиве Республики Коми (Ф. 254. Оп.1. Д. 715, 716, 718). Сведения о захоронении иностранных граждан не выделены в отдельный блок, а приводятся в обычном перечне. Метрические книги за эти годы сохранились хорошо. В документах нет утраченных листов. Поэтому я утверждаю, что публикуемый список является абсолютно полным.
Скажу несколько слов об истории кладбища, на котором были похоронены указанные в списке люди. После преобразования села Усть-Сысола в уездный город Усть-Сысольск и утверждения его первого генерального плана перед властями уезда и города встал вопрос о месте захоронения горожан. Троицкий собор, возле которого находилось приходское кладбище, оказался в центре города. Во второй половине 1780-х годов решением городских властей было выделено под новое городское кладбище «выгонное место» в местечке Кируль. В центре кладбищенской площади был построен храм во имя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. В начале XIX столетия деревянный Никольский храм был поврежден пожаром, и по инициативе усть-сысольского купца второй гильдии Алексея Ивановича Суханова городское общество обратилось к епископу Вологодскому Евгению с просьбой разрешить построить на городском кладбище новую каменную церковь. Храмозданная грамота владыкой Евгением была дана, и на средства А.И. Суханова в 1811 году началось строительство здания церкви. В 1820 году здание было построено и, после сооружения иконостаса и проведения необходимых работ по украшению храма, в 1822 году храм был освящен в честь праздника Вознесения Христова. Территория кладбища была огорожена кованой металлической решеткой на кирпичных столбах. Напротив входа в храм были устроены ворота в ограде. Рядом с воротами была построена кирпичная сторожка. Кладбище было благоустроено. Там поддерживались чистота и порядок.
После революций 1917 года в течение почти 15 лет кладбище функционировало.
Оно было закрыто по постановлению Сыктывкарского городского совета от 26 февраля 1932 года. Причем, в соответствии с принятым решением, последнее захоронение могло быть проведено 10 марта 1932 года. После этого дня захоронения на Кирульском городском кладбище запрещались.
Что касается уничтожения закрытого кладбища, то это действие, видимо, было реализовано к концу 1930-х годов. Тогда на месте прежних могил на окраине бывшего кладбища началось строительство цеха по производству хлебобулочной продукции. Позже были выстроены жилые дома, здание военкомата и другие постройки. Однако достаточно большая часть кладбища оставалась не тронутой новым строительством. В 1938 г. Свято-Вознесенская церковь была закрыта и здание передано на баланс «Комилеса» для устройства там авторемонтных мастерских. Позже здание переходило из рук в руки. Во второй половине 1980-х годов здание было передано республиканскому краеведческому музею. В 1991 г. здание было возвращено Русской Православной Церкви.
К тому времени территория вокруг храма была выровнена, на газонах, на месте бывших могил, высажена трава. В 1987 г. к очередной годовщине Великой Октябрьской социалистической революции недалеко от здания бывшего Свято-Вознесенского храма был построен мемориал в память о борцах за советскую власть в Коми крае. Долгое время этот мемориал был единственным памятником, указывающим на сам факт существования на данном месте городского кладбища.
В 2006 году был создан Коми республиканский некоммерческий фонд «Историческая память», одной из задач которого являлось обустройство бывшего городского кладбища города Усть-Сысольска и возрождение памяти о захороненных там людях (председатель фонда Н.В. Голованов). В сентябре 2006 г., по благословению епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима и по согласованию с администрацией города, фонд установил Памятный крест с указанием, что данное место является бывшей кладбищенской территорией. В 2007 году при помощи Министерства культуры и национальной политики Республики Коми, выделившего определенную денежную сумму, удалось начать работу над восстановлением списка захороненных на Кирульском кладбище.
На этом кладбище почти за 150 лет его истории было захоронено, по мнению историка М.Б. Рогачева, около 25 тысяч человек. В основном на городском кладбище были похоронены горожане Усть-Сысольска (чиновники, купцы, мещане и члены их семей) и крестьяне прилегающих деревень Кочпона и Чита. Однако в связи с тем, что в городе Усть-Сысольске действовали уездная (областная) больница и детский приют, на Кирульском кладбище похоронены умершие пациенты больницы и воспитанники приюта, происходившие из других мест Коми края. Отмечены среди похороненных и люди, временно проживавшие в городе. Таким образом, городское кладбище города Усть-Сысольска фактически было кладбищем уездного значения.
На данном кладбище захоронены, в основном, люди коми национальности. Но среди похороненных есть также русские, евреи, немцы, татары и представители других народов, в том числе и подданные иностранных государств.
Список умерших и захороненных на Усть-Сысольском городском кладбище австрийских и германских подданных в 1914 – 1918 гг.
1914 г.
1. «Германский подданный города Большая Гильва строитель-техник Адольф Августов Решке. Лютеранского вероисповедания. 38 лет. Умер 3 декабря 1914 г. от легочного кровоизлияния. Похоронен 5 декабря 1914 г. на церковном кладбище. Проводили до могилы протоиерей Александр Малевинский с диаконом Иоанном Трубачовым по отношению полицейского надзирателя г. Усть-Сысольска от 4 декабря 1914 г.» (Государственное учреждение Республики Коми Национальный архив Республики Коми (далее – ГУРК НАРК). Ф. 254. Оп. 1. Д. 715. Л. 106 об. - 107).
1915 г.
2. «Германского подданного Александра Роберт Оскар Резенер сын Павел. 1 месяца. Умер 30 июля 1915 г. от рожи. Похоронен 1 августа 1915 г. на церковном кладбище. До могилы проводили священник Иоанн Покровский с псаломщиком Василием Тюрниным». (ГУРК НАРК. Ф. 254. Оп. 1. Д. 715. Л. 190 об. - 191).
1916 г.
3. «Проживающего в г. Усть-Сысольске военно-обязанного германского подданного Карла Кноллт дочь Мета. Евангелистическо - лютеранского вероисповедания. 2 месяцев. Умерла 9 февраля 1916 г. Похоронена 11 февраля 1916 г. на церковном кладбище. Проводил до могилы священник Евлогий Вишерский с псаломщиком Иоанном Холоповым». (ГУРК НАРК. Ф. 254. Оп. 1. Д. 715. Л. 283 об. - 284).
4. «Германский подданный города Либавы Вальтер Вильгельмович Форвег. Лютеранского исповедания. 29 лет. Умер 4 июля 1916 г. от брюшного тифа. Похоронен 6 июля 1916 г. на церковном кладбище. Проводили до могилы священник Иоанн Покровский с псаломщиком Василием Тюрниным по отношению полицейского надзирателя от 5 июля 1916 г.». (ГУРК НАРК. Ф. 254. Оп. 1. Д. 715. Л. 298 об. - 299).
1917 г.
5. «Петроковской губ., города Лодзи германский военнообязанный Мартин Августов Кунерт. Лютеранского исповедания. 35 лет. Умер 28 декабря 1916 г. от ушиба. Похоронен на церковном кладбище 2 января 1917 г. Проводили до могилы священник Евлогий Вишерский с псаломщиком Иоанном Холоповым по отношению Усть-Сысольского исправника от 31 декабря 1916 г.». (ГУРК НАРК. Ф. 254. Оп. 1. Д. 716. Л. 51 об. - 52).
6. «Лифляндской губ. Юрьевского уезда германский подданный крестьянин Иоганн Янович Сийм. Лютеранского вероисповедания. 47 лет. Умер 21 марта 1917 г. от горячки. Похоронен на церковном кладбище 23 марта 1917 г. Проводили до могилы протоиерей Александр Малевинский с диаконом Иоанном Трубачевым». (ГУРК НАРК. Ф. 254. Оп. 1. Д. 716. Л. 59 об. - 60).
7. «Военнообязанная германская подданная Мария Мертенс. Лютеранского исповедания. 35 лет. Умерла 10 мая 1917 г. от чахотки. Похоронена на церковном кладбище 12 мая 1917 г. Проводили до могилы священник Борис Едский с псаломщиком Василием Тюрниным по отношению уездной милиции от 11 мая 1917 г.». (ГУРК НАРК. Ф. 254. Оп. 1. Д. 716. Л. 65 об. - 66).
8. «Военнообязанный германский подданный Оскар Эйнборн. Лютеранского исповедания. 40 лет. Умер 25 мая 1917 г. от чахотки. Похоронен на церковном кладбище 27 мая 1917 г. Проводили до могилы священник Борис Едский с псаломщиком Василием Тюрниным по отношению уездной милиции от 26 мая 1917 г.». (ГУРК НАРК. Ф. 254. Оп. 1. Д. 716. Л. 66 об. - 67).
9. «Военнообязанная австрийская подданная Луиза-Елисавета Пустай. Римско-католического исповедания. 36 лет. Умерла 18 июня 1917 г. Отравилась случайно уксусной эссенцией. Похоронена на церковном кладбище 20 июня 1917 г. Проводили до могилы священник Борис Едский с псаломщиком Василием Тюрниным по отношению уездной милиции от 18 июня 1917 г.». (ГУРК НАРК. Ф. 254. Оп. 1. Д. 716. Л. 69 об. - 70).
10. «Германского подданного Карла Густава Рейнфранк дочь Валентина. Православного исповедания. 2,5 лет. Умерла 12 июля 1917 г. от поноса. Похоронена на церковном кладбище 14 июля 1917 г. Проводили до могилы священник Борис Едский с псаломщиком Василием Тюрниным». (ГУРК НАРК. Ф. 254. Оп. 1. Д. 716. Л. 71об. - 72).
1918 г.
11. «Военнообязанная германская подданная Эмма Робертовна Ваннагат. 36 лет. Умерла 6 января 1918 г. от скарлатины. Похоронена на церковном кладбище 10 января 1918 г. Проводили до могилы священник Борис Едский с псаломщиком Василием Тюрниным». (ГУРК НАРК. Ф. 254. Оп. 1. Д. 718. Л. 307 об. - 308).
12. «Военнообязанный германский подданный Павел Лохман. Лютеранского вероисповедания. 40 лет. Умер 3 февраля 1918 г. от тифа. Похоронен на церковном кладбище 5 февраля 1918 г. Проводили до могилы священник Борис Едский с псаломщиком Василием Тюрниным по отношению милиции от 3 февраля 1918 г. за № 97». (ГУРК НАРК. Ф. 254. Оп. 1. Д. 718. Л. 309 об. - 310).
13. «Военнообязанного германского подданного Гоф сын младенец Георгий. Лютеранского вероисповедания. 6 месяцев. Умер 4 февраля 1918 г. от поноса. Похоронен на церковном кладбище 6 февраля 1918 г. Проводили до могилы священник Борис Едский с псаломщиком Василием Тюрниным по отношению милиции от 5 февраля 1918 г.». (ГУРК НАРК. Ф. 254. Оп. 1. Д. 718. Л. 310 об. - 311).
14. «Военнообязанный германский подданный Александр Карлович Вилль. Лютеранского исповедания. 40 лет. Умер 10 марта 1918 г. от воспаления мозга. Похоронен на церковном кладбище 14 марта 1918 г. Проводили до могилы священник Борис Едский с псаломщиком Василием Тюрниным по отношению милиции от 12 марта 1918 г. за № 225». (ГУРК НАРК. Ф. 254. Оп. 1. Д. 718. Л. 314 об. - 315).
Итак, на Усть-Сысольском кладбище в 1914 – 1918 годах были похоронены: одна австрийская подданная, 9 германских подданных и четверо детей германских подданных, рожденных в Усть-Сысольске от них, вероятно, местными женщинами.
Таким образом, этой публикацией мы начинаем реализацию объявленного проекта.
© М.А. Мацук
Уважаемые коллеги!
Приглашаю Вас стать авторами научного журнала
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»
Для этого перейдите по этой ссылке или войдите в раздел Разное - Приглашаем авторов
Также прошу присылать для публикации на сайте нашего журнала информацию о предстоящих научных конференциях, симпозиумах и других форумах, которые будут проходить у Вас
Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь
Журнал создан в сотрудничестве с Министерством регионального развития Российской Федерации
Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь
Назад
При перепечатке оригинальных материалов обязательна ссылка на
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»