Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Historical and cultural problems of northern countries and regions

Русский / English

Вопросы истории и культуры северных стран и территорий № 1 (5), 2009 г.

Вопросы истории и культуры

северных стран и территорий

-------------------------------------

Historical and cultural problems

of northern countries and regions

 

Персоналии

 

В.Н. Кудряшова

(Сыктывкар, Россия)

 

А.К. Микушев – коми ученый-фольклорист

 

Анатолий Константинович Микушев – фольклорист, литературовед, критик, доктор филологических наук, профессор, один из основоположников и организаторов фундаментальных исследований коми филологической науки, создатель коми отделения Сыктывкарского государственного университета, заведующий кафедрой коми языка и литературы, лауреат государственной премии Коми АССР им. И.А. Куратова, заслуженный деятель науки Коми АССР и РСФСР, иностранный член финно-угорского общества Финляндии, член-корреспондент Финского литературного общества, талантливейший исследователь, гуманный мыслитель, скромный и уважительный человек, был при жизни признан финно-угорскими, российскими и зарубежными учеными как выдающийся коми филолог.

Он оставил огромное научное наследие, посвященное различным проблемам как коми-зырянской, так и в целом, финно-угорской фольклористики, литературоведения, критики. Его научные труды были опубликованы на коми, русском, немецком, венгерском, финском и других языках. Своим огромным трудолюбием, энергией, исключительной работоспособностью, научной продуктивностью он способствовал развитию культурной, общественной, просветительской жизни своего народа, формировал коми интеллигенцию.

Признанный ученый, дисциплинированный и аккуратный в научных связях, делах и в общении, непоколебимо верный науке, он почитал и ценил искренние дружеские, человеческие взаимоотношения. Глубоко уважал не только свои родовые корни, но неустанно повторял своим ученикам, что ни в жизни, ни тем более в науке нельзя быть «Иванами, не помнящими родства». С большим уважением и любовью он отзывался в течение всей жизни о своем научном руководителе А.М. Астаховой, которая была не только видным фольклористом, лучшим знатоком русского эпоса, но отличалась особыми человеческими качествами. Их добрые отношения скрепляла преданность науке.

Отец А.К. Микушева Константин Микушев родился 3 марта (по ст. стилю) 1886 г. в гор. Кунгур. В 1897-1903 гг. Константин учился в Усть-Сысольском городском училище, окончил полный курс (аттестат № 369/154 от июня 1 дня 1903 г.). Особенно большое влияние на него оказала тетя, учительствовавшая в деревне. С ее помощью он стал учителем и с 1904 г. работал в Свято-Стефановской церковно-приходской школе Троицкого Стефановского Ульяновского мужского монастыря, а с 1910 по 1918 годы учительствовал в селе Усть-Кулом, в 1918 г. по 1920 годы в селе Маджа. В 1920 году с семьей вернулся в Сыктывкар. Умер 18 октября 1938 года. Похоронен на старом городском кладбище. Рядом с ним покоятся жена – Александра Петровна, внуки Леня и Елена, дочь Нина и сын – Анатолий Микушев.

Константин Николаевич был человеком образованным, занимался краеведением, сбором фольклорных произведений, публиковал их. Некоторые из них сохранились в Национальном музее Республики Коми [1]. Работая учителем в усть-куломской школе он поддерживал добрые, дружеские отношения с монахами Троицко-Стефановского Ульяновского монастыря, где когда-то жил и воспитывался его отец. Организовал в с. Усть-Кулом хор мальчиков при Петропавловском соборе [2].

А.К. Микушев родился 5 ноября 1926 года в г. Усть-Сысольске (Сыктывкаре) в большой семье. Кроме него уже были четыре его сестры: Софья, Александра, Нина и Вера. Когда будущему ученому было всего 12 лет, в возрасте 42 лет умирает отец. Воспитание и забота о детях, к тому времени в семье было трое несовершеннолетних, легло на плечи матери. Из-за создавшегося трудного материального положения две старшие сестры не смогли закончить образование и поступили на работу. Мать на свой скромный заработок Александре и Вере дала возможность получить медицинское образование в фельдшерско-акушерской школе. Вера в годы Великой Отечественной войны заканчивает Архангельский медицинский институт, а затем всю жизнь работает цеховым врачом на Ижорском заводе в г. Колипино Ленинградской области. За свой добросовестный труд она была удостоена звания «Заслуженный врач РСФСР». Александра также всю жизнь проработала медицинской сестрой в 1-й поликлинике г. Сыктывкара в терапевтическом отделении. Сестра Софья работала в бухгалтерии Управления снабжения и сбыта при Совете Министров Коми АССР, а Нина – в Стройбанке. За свой труд она также получила звание «Отличник Стройбанка СССР». Сестры Нина и Александра были награждены медалями «За доблестный труд» во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Анатолий Микушев поступает учиться в 1934 году в сыктывкарскую среднюю школу №1, заканчивает учебу в школе №2. После девятого класса обучается в учительском институте, а в 1944 году, самостоятельно подготовив и сдав несколько дополнительных экзаменов, переходит на второй курс литературного факультета Коми государственного педагогического института.

Еще в учительском институте он в 1943 году вступает в ряды ВЛКСМ. По заданию пионерской, а затем и комсомольской организации он вместе со своими товарищами в период летних каникул работает на сплаве, в колхозе. За значительную помощь молодежи на сплавных работах в 1945 году Указом Президиума Верховного Совета СССР большая группа студентов Коми государственного пединститута была награждена медалью «За трудовую доблесть в Великой Отечественной войне». В их числе и 19-летний студент Анатолий Константинович Микушев получает свою первую правительственную награду.

Добросовестное отношение к учебе, к работе, активность в любом деле были характерны А. Микушеву с ранних лет. Обучаясь в школе, а позже в институте он выполнял различные общественные поручения. Был пионервожатым, классным организатором, в институте – председателем коллектива ДСО «Большевик». За отличные показатели в учебе и активное участие в общественной жизни института он получал повышенную персональную стипендию.

В 1947 году А.К. Микушев заканчивает пединститут и получает квалификацию учителя русского языка и литературы. Его направляют преподавать литературу в старших классах в Ибскую среднюю школу Сыктывдинского района. За два года работы он состоялся как преподаватель. Учащимся давал прочные знания. В 1949-1950 учебных годах на экзаменах из его восьмидесяти четырех учащихся все сдали на четверки и пятерки.

Работая преподавателем он выполнял большую общественную работу по заданию районного комитета ВЛКСМ, руководил лекторской группой на селе. В это же время у него начинают появляться первые публикации на тему школьной жизни. В 1949 году он становится кандидатом, а через год членом ВКП(б). Выполняя поручение парторганизации был пропагандистом в кружке по изучению истории партии. В марте 1950 года А. Микушева избирают членом бюро Ибской территориальной парторганизации.

Как хорошего преподавателя А.К. Микушева в возрасте двадцати трех лет назначают директором школы. Несмотря на свою молодость он вполне справлялся с работой. Анатолий Константинович сумел организовать учительский коллектив и учащихся на улучшение качества учебы и всего учебно-воспитательного процесса, помог перестроить школьное обучение. Вместе с тем повышал и свой профессиональный уровень, продолжал активно участвовать в агитационно-массовой работе, являлся лучшим пропагандистом на селе. Ибская территориальная парторганизация в начале 1950 года избирает его заместителем секретаря парторганизации.

В том же году А.К. Микушев оставляет преподавательскую работу и поступает в аспирантуру Коми филиала АН СССР. Будущий ученый характеризовался как человек вдумчивый, серьезный, пришедший в науку не со школьной скамьи, а проработавший в школе преподавателем и производивший очень благоприятное впечатление.

23 ноября 1950 года после успешной сдачи вступительных экзаменов, его зачисляют в целевую аспирантуру и сразу же прикомандировывают в Институт русской литературы в г. Ленинград (Пушкинский дом) на весь период аспирантской подготовки. Пушкинский дом являлся крупнейшим в мире научным учреждением филологического направления. Кроме русской и западно-европейской литературы там в полном объеме изучали весь русский фольклор. В отделе народного творчества крупнейшими специалистами были М.К. Азадовский, Н.П. Андреев, А.М. Астахова, Г.С. Виноградов, Е.В. Гиппиус, А.Н. Лозанова, А.И. Никифоров, Э.В. Эвальд и другие. На заседаниях отдела присутствовали Д.С. Лихачев, В.П. Адрианова-Перетц и все те, кто искренне интересовался фольклором, начиная с аспирантов и кончая академиками.

Научным руководителем А.К. Микушева становится известнейший исследователь народного эпоса, доктор филологических наук А.М. Астахова. Д.С. Лихачев так характеризовал ее: «В Анне Михайловне Астаховой было очень много от культуры русского крестьянского Севера, с которым она связывала не только свои научные интересы, но и личные привязанности, всю свою жизнь… Своим двухтомным трудом «Былины Севера» (т.1 – 1938 г., т.2 – 1951 г.) она вписала свое имя в один ряд с самыми замечательными русскими собирателями былин – Рыбниковым, Гильфердингом, Марковым, Ончуковым и др. Своими записями А.М. Астахова запечатлела последний этап в существовании русской былины на Севере. В большом доме русского северного эпоса она навела последний и полный порядок» [3]. Далее Д.С. Лихачев подчеркивал также, что: «Для нее в равной мере были важны и былины, и носители былинного творчества, и собиратели фольклора. Поэтому люди – «сказители и люди – ученые» были для нее одинаково важны и занимали огромное место в ее научных и просто человеческих интересах. Она много писала о сказителях и личности сказителей стали определяющим принципом в ее собирательстве не потому только, что она принадлежала к той русской школе фольклористики, которая индивидуальности носителей фольклора придает первостепенное значение, но потому главным образом, что она любила людей, умела подмечать в них их индивидуальные особенности, их личность» [4].

С глубочайшей благодарностью и признательностью А.К. Микушев вспоминал свои первые аспирантские годы, сколько труда и усердия было вложено А.М. Астаховой совместно с сотрудниками отдела народного творчества во главе с его заведующим И.П. Дмитраковым по ликвидации серьезных пробелов в его знаниях. Только благодаря им, полагал он, удалось подготовить и сдать на отлично в первый же год все кандидатские экзамены и приступить к написанию диссертации по избранной им теме «Песни народа коми в советскую эпоху».

Анна Михайловна чувствовала большую ответственность за своих аспирантов, за их судьбы, оберегала их и отдавала им свои силы и знания. Она воспитывала их в духе высокой нравственности и ответственности за избранную профессию. Опираясь на старые академические традиции, она не только строго следила за своевременным выполнением аспирантского плана, но и вкладывала в каждого аспиранта свое глубоко личностное, по-матерински заботилась о них, а взамен требовала верности, честности, преданности науке.

В период летних каникул в 1951 и 1952 годах А. Микушев дважды выезжал в районы Республики Коми для сбора фольклорного материала, изучения народной поэзии, песенного творчества и его бытования в советское время. А.М. Астахова, опытнейший «полевик», заранее готовила его к такой работе. Прежде чем отправить его в командировку, она писала письма руководству Коми филиала АН СССР, просила обеспечить аспиранта Микушева всем необходимым для работы в полевых условиях. Она убеждала руководство Коми филиала АН СССР в том, что Анатолию Константиновичу необходимо поработать над сбором материала от непосредственных их хранителей, так как это, по ее мнению, «обеспечит правильное развертывание работы по диссертации».

Во время поездок молодой исследователь записал множество образцов народного творчества. В селах и деревнях он знакомился с собирателями-энтузиастами, которые помогали ему. В период обучения аспирант А. Микушев выполнял и разовые поручения Васильеостровского РК КПСС, проверял проведение политических мероприятий на одной из ленинградских фабрик. На полмесяца командировался в распоряжение Сосновского РК КПСС. В период предвыборных компаний назначался руководителем агитбригады. Все возложенные на него обязанности он выполнял добросовестно и получал благодарности.

С учебой он справлялся вполне успешно. В письме из ИРЛИ, отправленном руководству Коми ФАН СССР сообщалось, что аспирант показал в своей работе отличные результаты. Досрочно сдал все экзамены по кандидатскому минимуму и весьма продуктивно и самостоятельно работает над диссертацией. В связи с этим ИРЛИ просит повысить ему стипендию.

Анатолий Константинович в своей кандидатской диссертации впервые обратился к песенному творчеству народа коми, которое к тому времени  находилось почти в полном забвении. До Великой Отечественной войны было издано всего три фольклорных сборника, куда вошли и некоторые коми народные песни. В 1934 году по инициативе А.М. Горького в Коми автономную область была направлена «северная писательская бригада» во главе с Г. Алексеевым для организации сбора и записи коми народного творчества. Ответственным за коми фольклор был назначен П.Г. Доронин. С большим трудом был издан сборник «Фольклор народа коми», куда вошли 89 сказок и преданий, без песен.

А.К. Микушев убедительно доказал роль песенной поэзии и ее художественно-эстетическое значение в жизни коми народа. Кроме исследования идейного содержания песен он детально проанализировал их художественно-поэтические приемы, выявил их истоки. Он показал этапы развития современного коми песнетворчества, его связи с традициями финно-угорских народов и особенно с песенной культурой русского народа. Отдельно выделил песни с тематикой «раньше» и «теперь». Однако в работе он не мог проигнорировать роль КПСС и ее идеологическую направленность в строительстве социалистической культуры, сближение наций и народностей, особенно с русскими.

Микушев получил в ИРЛИ прекрасную научную школу. Ему посчастливилось работать в обстановке ежедневного внимательного отношения и поддержки со стороны сотрудников отдела, высокой научности, дискуссий, заседаний. Дружеская атмосфера способствовала развитию разностороннего таланта будущего ученого как фольклориста, так и литературоведа. С самого начала научного пути он стремился как можно шире охватить эти два направления. Оттачивая свой взгляд исследователя, он учился у опытных ученых научной скрупулезности. А.М. Астахова способствовала раскрытию в Анатолии Микушеве будущего талантливого фольклориста-полевика. Учила проводить исследования на материале, записанном непосредственно из уст их носителей. Сам он заимствовал от своего научного руководителя ее ценные деловые качества, высокую нравственность, аккуратность в работе, чрезвычайную порядочность к людям науки, готовность всегда и во всем помочь, сердечную доброту и отеческую заботу, с которой он будет в будущем щедро делиться со своими аспирантами.

В Пушкинском доме ему удалось познакомиться и подружиться с будущими светилами филологической науки. Его сотоварищем и другом на долгие годы стал известный ученый, член-корреспондент АН СССР К.В. Чистов. Несмотря на разницу в возрасте (7 лет) они сохранили многолетнюю дружбу. Ему с первых и до последних шагов удалось проследить научный путь А.К. Микушева. К.В. Чистов очень высоко ценил хорошую школу, полученную Анатолием Константиновичем в Ленинграде, его прекрасное трудолюбие и высокую одаренность.

Познакомились они на заседании в фольклорном отделе ИРЛИ, а свое знакомство закрепили длительными прогулками и дружескими беседами через Дворцовый мост, по Невскому проспекту. К.В. Чистов отмечал, что отдел фольклора был не только центром филологической мысли, но и своеобразным клубом, куда влекло всех, глубоко преданных науке. Еще один известнейший ученый В.П. Аникин, с которым А.К. Микушев познакомился на конференции в 1958 году, подчеркивал в нем не только приятную внешность, но и его глубокое внутреннее содержание: «Невысокий, с густой копной волос, с правильными чертами лица, скромный и умный, он умел быть обаятельным, никогда не терял достоинства». По мнению Аникина А.К. Микушев был «человек необычайной чистоты, твердый в нравственных устоях, отличался сдержанностью в оценках, целеустремленный, не менял убеждений и выводов, только уточнял и развивал их».

За период обучения в аспирантуре А.К. Микушев опубликовал десять статей, большинство из которых посвящено народной песне, народному творчеству, его изучению и пропаганде. 5 ноября 1953 года в день рождения состоялась защита его кандидатской диссертации. Официальными оппонентами были член-корреспондент АН СССР Д.К. Зеленин и тогда еще кандидат филологических наук З.Н. Куприянова. Ученым советом было единогласно решено представленную работу на тему: «Песенное творчество народа коми в советскую эпоху» считать отвечающей всем научным требованиям и присвоить А.К. Микушеву степень кандидата филологических наук». В тот же день его отчисляют из состава аспирантуры АН СССР как защитившего диссертацию и принимают на работу младшим научным сотрудником в отдел языка, литературы и истории Коми филиала АН СССР.

Вернувшись в Сыктывкар молодой ученый сразу же самым активным образом включается в жизнь республики, оперативно откликается на острые и актуальные проблемы времени, глубоко, профессионально начинает поднимать филологическую науку, закладывает основы своей фольклористической и литературоведческой школы и критики. Он не оставляет без внимания ни одно новое произведение коми писателей и поэтов, конкретно и скрупулезно оценивает достоинства и недостатки их творчества. Пишет литературные обозрения, рецензии на книги не только коми, но и русских авторов. Он одним из первых обращается к жанру коми рассказов и повестей. Создает литературные портреты С. Попова, И. Вавилина, Н. Островского и др. Продолжая начатую им тему о коми песнетворчестве, публикует статью о неизвестных еще в коми фольклористике трудовых песнях. Работает целеустремленно и продуктивно, много издает. Глубоко исследует историю изучения коми фольклористики. Очень активно включается и в общественную жизнь. Его избирают председателем месткома на два срока, председателем избирательной комиссии, заведующим агитпунктом, председателем секции литературы и искусства Общества по распространению политических и научных знаний, внештатным лектором сыктывкарского горкома КПСС.

В 1956 году в Коми книжном издательстве выходит первая крупная монография А.К. Микушева «Песенное творчество народа коми». Жанровые особенности, песенный репертуар были еще очень слабо известны. В книге автор впервые детально рассмотрел поэтику, композиционные особенности, традиционные формулы, характерные для коми народных песен. Как и А.М. Астахова он с большим вниманием относился к исполнителям и хранителям традиционного фольклора. А.К. Микушев сумел найти среди сельских жителей талантливых коми певцов, умеющих не только петь, но и импровизировать. Он обратил также внимание на песни, созданные в угоду времени и названные «новыми». Ученый работал со свойственной ему неистощимой энергией, величайшим трудолюбием и энтузиазмом, глядел в будущее и понимал, что находится еще только в начале пути исследования коми песенной традиции.

Благодаря способности глубоко анализировать явления коми филологии А.К. Микушев умело направлял научную и общественную мысль не только на изучение коми фольклора, но и литературы. С издания в 1956 году маленькой книжки о творчестве И.А. Куратова, творчество которого находилось в полном забвении, он начинает углубленно изучать  поэтическое наследие поэта-демократа, основоположника коми литературы. Осознавая исключительно важное значение его творчества для коми филологии и национальной культуры Микушев постепенно содействует выделению изучения творчества И.А. Куратова в самостоятельную ветвь коми литературоведения – куратоведение.

А.К. Микушев упорно извлекал из народной памяти старинные песни, легенды и предания, сказки, эпические произведения. Его поездки были исключительно плодотворными. Шагая по сельской местности он раскрывал ярчайшую картину песенной традиции народа коми. Пылкий, энергичный, азартный в работе он любил коллективный труд. Из единомышленников он создал свою первую творческую группу, куда входили Г.А. Муравьева, П.И. Чисталев, позже присоединился к ним Ю.Г. Рочев. Традиции изучения полевого фольклорного материала у коми были заложены еще в XIX веке русскими учеными, бытописателями, путешественниками, писателями, а также зарубежными учеными. Их усилиями были сделаны первые шаги по направлению изучения лингвистического, этнографического и фольклорного материала.

Благодаря энтузиазму А.К. Микушева, его приверженности к фольклористической науке в 50-х годах ХХ века было положено начало фундаментальному накоплению произведений устного народного творчества коми. Причем делалось это в условиях бездорожья, северного холода, часто с риском для собственного здоровья, отсутствия звукозаписывающей аппаратуры. Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН в настоящее время имеет уникальный фоноархив, инициатором создания которого также был А.К. Микушев. Звуковые записи по коми фольклору, народной музыке собраны со всех районов Республики Коми, Тюменской области, Кольского и Канинского полуостровов, Ханты-Мансийского и Ненецкого национальных округов, Ямала и т.д. Со своей инициативной группой в поисках народных песен он побывал в Корткеросском, Ижемском, Прилузском, Сысольском, Усть-Вымском, Удорском, Усть-Куломском, Печорском, Усть-Ухтинском, Троицко-Печорском и других районах республики Коми. Строго следуя требованиям ленинградской школы фольклористики он показывал пример классической работы полевика, выявлял наиболее талантливых исполнителей, фотографировал их, писал подробные отчеты и в печатном виде, с приложением фотоальбома, сдавал материалы в научный архив. Он мечтал о том времени, когда фонотека будет оформлена с учетом всех технических достижений времени и условий хранения фольклорных записей. Будет создан каталог с полным описанием хранящегося материала, а на стенах будут висеть портреты их собирателей.

Замечательной чертой Анатолия Константиновича было умение вовлечь своих коллег в задуманное им дело, увлечь перспективой научного замысла, заразить своим энтузиазмом молодых помощников, особенно способных в дальнейшем работать самостоятельно. Разносторонне талантливый, умный, интеллигентный, ровный и спокойный в обращении, красивый внешне, всегда аккуратно и красиво одетый, – ему легко удавалось расположить к себе молодежь. Он любил пошутить, рассказать анекдот, но никогда ничего не делал в ущерб делу. Своим высшей степени добросовестным отношением к избранной профессии он подавал пример в работе и не терпел к ней пренебрежительного отношения. Был очень требовательным и даже суровым, если замечал недобросовестность в выполнении задания.

Доверие к его знаниям было очень высоким и уже в феврале 1957 года он был утвержден научным руководителем будущего известного коми литературоведа и критика А.А. Вежева. А.К. Микушев относился к нему с глубочайшим уважением, высоко оценивал его способности и неоднократно публиковал с ним совместные статьи.

О коми фольклоре существовали самые противоречивые мнения, которые удалось опровергнуть А.К. Микушеву. Так, А. Шренк, описывая жизнь, язык и нравы жителей русского Севера, отмечал, что не может быть и речи о бытовании на Печоре какого-либо эпоса финно-угорского происхождения. Другим исследователям удалось узнать о коми фольклоре больше. Финский лингвист Матиас Кастрен стал свидетелем исполнения коми-ижемцами трудовых импровизаций, а также песен на родном коми языке. Спустя более ста лет А.К. Микушев сумеет доказать уникальность зафиксированных Кастреном произведений, а также сделать свое открытие. Н.Е. Ончуков, изучая былинную традицию у соседей русских, обратил внимание на то, что некоторые коми-зыряне напевают русские былины на ломаном русском языке. Позже также была изучена степень проникновения былинной традиции в коми эпос. Известный венгерский путешественник Баратеши Балог Бэнэдэк и Д. Фокош-Фукс не только слушали, но и записывали коми фольклор, в том числе и эпические песни.

В середине XIX века П. Савваитов собрал некоторые коми сказки и опубликовал их в книге: «Грамматика зырянского языка» (СПб., 1850). Из коми интеллигенции первыми обратились к коми фольклору И. Куратов, Г. Лыткин и др. А.К.  Микушев отмечал, что И.А. Куратов впервые использовал в своих произведениях фольклорные мотивы и песенные традиции. Г. Лыткин включил коми фольклорные тексты в школьные учебники, а также в книгу: «Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык» (СПб., 1889). К. Жаков не только был собирателем коми сказок, но и написал диссертацию: «Народная словесность зырян и русская сказка» [5], которую высоко оценили русские фольклористы, академики А. Соболевский и И. Жданов. Профессор Гарвардского университета, американский социолог, выходец из Коми края П.А. Сорокин путь в большую науку начал в совместной с К.Ф. Жаковым фольклорно-этнографической экспедиции. Он изучал обрядовую поэзию, этнографические аспекты коми семьи, сказки. А.К. Микушев позже исследовал все эти материалы в полевых условиях до мельчайших деталей.

В начале XX века краевед А. Цембер собрал вокруг себя представителей усть-сысольской (ныне сыктывкарской) интеллигенции, среди которых был и отец А.К. Микушева К.Н. Микушев и другие. Они записывали коми фольклор в Усть-Сысольске, Помоздино, Прилузье, Небдино, Вольдино, Межадор, Зеленец и в других селах и деревнях, а затем публиковали в местной печати.

Свою роль в популяризации коми фольклора выполнил журнал «Коми му» (Коми земля, 1920-1930 гг.), где активно сотрудничали П. Доронин, И. Осипов – первый будущий коми ученый фольклорист, аспирант педагогического института им. А.И. Герцена, не успевший, однако, завершить свою диссертацию. Он погиб на Ленинградском фронте.

Истинный энтузиазм проявили молодые аспиранты Н.А. Мальцева (Колегова) и М.А. Сахарова в военные годы (1942, 1943), прокладывая путь к полевым лингвистическим и фольклорным материалам. Начинающие исследователи В.А.  Сорвачева и Т.И. Фролова в 1948-1949 гг. при сборе материала по удорскому и вымскому диалектам записали уникальные тексты коми сказок, выявили интересные сведения этнографического характера.

В середине ХХ века появилась плеяда талантливых коми ученых-филологов, отличающихся широтой научных и общественных интересов, заложивших основательный фундамент коми филологической науки, определив направление научных поисков на ближайшую и дальнюю перспективу. Среди них были В.И. Лыткин, А.С. Сидоров, П.Г. Доронин, А.К. Микушев, Ф.В. Плесовский, Ю.Г. Рочев, П.И. Чисталев. Результаты их полевых работ – записи тысячи произведений песенно-прозаических жанров.

А.К. Микушев, будущий лидер финно-угристики, изучал коми фольклор в двух направлениях – песенном и прозаическом. В 1950-1960-е годы ученый продолжает изучать песенное творчество народа коми, пишет о старинных и более поздних лирических песнях, внеобрядовых импровизациях, о песенных традициях различных локальных групп. Свои исследования публикует в местной и центральной печати. Он уделяет внимание конкретным песенным жанрам, создает словесные портреты сельских певиц, исполнителей народных песен и частушек, раскрывает их репертуар и мастерство. А.К. Микушев интересовался различными аспектами культурной жизни сел и деревень, встречался с клубными работниками, с местными энтузиастами, руководителями хоровых коллективов, знакомился с их репертуаром, давал им советы, рекомендации, консультировал. Работоспособный, активный, энергичный, он чувствовал себя удовлетворенным, когда был глубоко погружен в работу. Теплыми, заинтересованными были у него статьи, посвященные жизни села, о ее скромных и честных тружениках, творчестве сельской молодежи, краеведах, учителях, местных энтузиастах, ведущих творческий поиск среди односельчан и т.д. Научные отчеты о полевых исследованиях А.К. Микушева говорят о его исключительном трудолюбии и продуктивной работе.

Интерес к устному народному творчеству, к песенному фольклору существовал, как мы показали выше, и ранее, однако только с приходом в науку А.К. Микушева начинается новый этап его изучения, а именно музыковедческий анализ. Собрав богатейший материал, он впервые издает свод коми народных песен: «Вычегда и Сысола» (1966 г.), «Ижма и Печора» (1968 г.), «Вымь и Удора» (1972 г.). Ученый доказал жизнеспособность богатого тематически и разнообразного по жанрам коми песенного искусства. Трехтомный сборник был удостоен государственной премии Коми АССР им. В.А. Савина в 1972 году. Им же изданы коми песни в переводе на русский язык в сборнике: «Народная песня коми» (1968 г.), которые стали духовным и нравственно-эстетическим достоянием народов России. Этот сборник содержит классическое песенное наследие коми и современное песнетворчество.

Исследуя коми фольклор в полевых условиях А.К. Микушев выявил его жанровые особенности, географическую распространенность, связи локального фольклора с общерусской традицией, а также с традициями соседних северных народов. Он пришел к выводу, что у коми «в ходе исторического развития сложилось несколько этнических групп коми-зырян, среди них северная (ижмо-печорская), южная (вычегодско-сысольско-лузская) и западная (удорско-вымская), которые развивали локальные и общекоми фольклорные традиции» [6].

Анатолий Константинович считал, что вычегодско-сысольская традиция по фольклорным признакам (жанровому составу, образной системе, бытовой функции) распадается на более мелкие местные комплексы: верхнее- и средневычегодский, вишерский, сысольский, лузский. Кроме богатейшей песенной традиции у них были выявлены и опубликованы оригинальные сказки, например, сборник сказок И. Осипова, который записывал их в живой традиции. Ярко и талантливо прозаические и песенные жанры Вычегды представлены в репертуаре А.А. Шуктомовой, от которой А.К. Микушев записал 25 томов рукописного материала. На основе их Анатолием Константиновичем был издан в 1980 году сборник «Ипатьдорса фольклор» (Фольклор села Ипатово).

У западных коми-зырян, представленных  удорской, вымской, нижневычегодской этнографическими группами, кроме богатой песенной традиции, также было зафиксировано оригинальное сказкотворчество. На Выми, фольклорная традиция которой отличалась от удорской, были выявлены А.К. Микушевым эпические произведения, восходящие то к героическим сказаниям, то к духовным стихам, которые не имели аналогов в репертуаре других этнических групп коми.

Особый научный интерес у ученого вызвал фольклор коми-ижемцев. Обследовав фольклорные традиции ижмо-печорского бассейна он пришел к выводу, что важное место в репертуаре данного населения, помимо песен, занимают импровизации, а также сказки. Изучая в 1966 году народную поэзию среднего и нижнего течения бассейна реки Ижмы А.К. Микушев отмечал, что ему за период экспедиции удалось познакомиться с 105 сказительницами и певцами, большинство из которых являются далеко незаурядными исполнительницами и импровизаторами.

При формировании репертуара ижемских сказителей значительную роль сыграли длительные контакты оленеводов-ижемцев не только с русскими, но и с ненцами, хантами, манси во время длительных кочевок по тундре, основная жизнь которых проходила там, в главном их доме. В публикациях зарубежных ученых упоминалось о бытовании своеобразного эпоса среди этой группы населения. А.К. Микушев внимательно изучает ижмо-печорский бассейн, начиная с 1957 года. Особенно интенсивной эта работа становится в 1960-е годы в связи с созданием под его руководством фольклорной группы, куда вошли Ю.Г. Рочев, В.М. Кудряшова, Н.Д. Бомбергер, М.Ф. Бобрикова. Полевым исследованием был охвачен весь ижмо-печорский бассейн Республики Коми, Ненецкий национальный округ Архангельской области, Ямало-Ненецкий национальный округ Тюменской области, Ловозерский район Мурманской области, т.е. те регионы, где издавна скрещивались саамские, самодийские, угорские и пермские фольклорные традиции. Особенно интенсивными эти взаимосвязи становились с территориальным передвижением коми-ижемцев на север с усвоением ненецкого типа оленеводства. Все это привело к формированию особой северной этнографической группы коми-ижемцев, которые стали носителями и хранителями уникального ижмо-колвинского эпоса.

Постепенно А.К. Микушев подходит к осуществлению своего замысла – написания докторской диссертации. Он впервые поднимает огромный, неизвестный ранее пласт истории коми фольклористики - эпического творчества коми-зырян и ижмо-колвинцев, опровергнув сложившиеся некогда взгляды об узости и ограниченности народного творчества коми.

Изучив глубоко песенную традицию народа коми, а также рукописные фонды Д. Зеленина, А. Шегрена, содержащие коми фольклорный материал в архиве АН СССР,  А.К. Микушев выдвигает новые идеи для дальнейшей работы в финно-угорской фольклористике. В письме научному руководителю А.М. Астаховой, написанному им в ноябре 1966 года, говорится: «В результате предварительного сбора фольклорных произведений и исследования их лично для меня стала ясна картина сложного генезиса коми народно-песенного творчества в целом и отдельных его жанров в частности. Всплывают вопросы о роли протофинноугорского элемента в формировании коми песенного творчества, – это с одной стороны. А с другой, – возникают вопросы о роли славянского и самодийско-угорского начал в дальнейших судьбах коми фольклора». Далее он предлагает для обсуждения две темы, оговорившись, что он дополнительно собирается еще доисследовать вопросы, связанные с развитием коми похоронного и рекрутских причитаний, частушек, массовых песен. Хотел бы знать мнение А.М. Астаховой по этому поводу. К тому же, писал он, – «значительная часть обскоугорского и пермского фольклорного материала и исследования о нем до сих пор имеются на финском и венгерском языках». Ученый активно включается в изучение венгерского языка.

28 ноября 1966 года А.М. Астахова пишет ему ответное письмо, одобряя его дальнейшие исследования. «Вы на пути разработки чрезвычайно важной в научном отношении темы, – отмечала она, – постановка которой закономерно определилась Вашими экспедициями всех последних лет и работой над томами собрания «Коми народные песни». Это особенно ценно. Из предложенных А.К. Микушевым тем по ее мнению «Роль этнических групп в формировании коми фольклора» представляется более четкой. А.М. Астахова одобряет выбранную им тему докторской диссертации и желает большого успеха. В письме чувствуется, какие  доверительные, теплые, душевные отношения были между учеником и учителем.

А.К. Микушевым были открыты почти неизвестные, забытые жанры древнего фольклора пермских народов, а также ижмо-колвинский богатырский эпос, древнейшие охотничье-оленеводческие и земледельческие импровизации и т.д. Им была определена также роль конкретных локальных этнографических групп коми народа в судьбах того или иного жанры и вместе с тем в судьбах общекоми фольклорной традиции.

Ученый исторически обосновал появление самых разных жанров коми поэтического творчества. Он планировал включить в докторскую диссертацию почти не исследованную еще частушечную поэзию в качестве раздела: «Новые явления в коми фольклоре». А.К. Микушев тщательно изучил источники, в которых упоминались короткие песенные четверостишия, напоминающие частушки, проследил процесс зарождения и утверждения частушечного жанра в коми фольклоре. В возникновении этого жанра, полагал он, значительную роль сыграли отходники, которые и способствовали развитию новой песенной формы, отвечающей своими идейно-художественными особенностями запросам того времени. Немалую роль в их формировании, по его мнению, сыграли и русские частушки. В 1969 году в Коми книжном издательстве вышел  подготовленный им сборник «Шондібанoй» (Солнцеликий), но в докторскую диссертацию этот материал не вошел.

В том же году в издательстве «Наука» Ленинградского отделения выходит книга Анатолия Константиновича «Коми эпические песни и баллады», куда были включены неизвестные еще коми фольклористике собранные им богатейшие материалы. А.К. Микушеву было необходимо исторически обосновать появление в коми фольклоре самых разнообразных жанров поэтического творчества. Он всесторонне осветил разные жанры коми фольклора, проанализировав материал в историко-этнографическом, фольклорном и лингвистическом аспекте в тесной взаимосвязи с творчеством всех финно-угорских народов, а также с русскими, раскрыв и доказав результаты этих взаимосвязей. Исследователем проделана колоссальная работа. Поражает не только огромный пласт поднятого им материала, но и глубина изучения коми фольклора и фольклора угро-самодийских народов, знание литературных источников, истории вопроса и т.д.

А.К. Микушев отмечал, что взаимодействие культур коми-ижемцев, ненцев, хантов является характерной особенностью сказителей Харуты, Абези, Кары, обских коми-зырян. В Зауралье, где он побывал совместно с фольклористом Ю.Г. Рочевым, описал встречу с двумя удивительными сказителями – Г.Н. Валеевым из с. Мужи и Т.И. Витязевым в пос. Горки. Г.Н. Валеев не менее ста раз пересекал Урал, чтобы попасть со своим стадом к Карскому морю. За умение петь, сказывать, импровизировать прозвали его Гора Гриш (звонкий, громкий Гриша). От него были записаны знаменитые эпические песни о богатыре Керча-ю, состоящей из 1200 стихов, а также песни «Сизим халенгат» (Семь халенгатов), «Сыроевле», «Сизим арoса детина» (Семилетний мальчик), «Озыр Мандо» (Богатый Мандо), «Вавлё старик» и другие. Собиратель был поражен умением сказителя раскрывать фольклорный образ. Информатор исполнил также неизвестные еще тогда в коми-ижемском фольклоре произведения о богатыре Вавлё – обдорском «Пугачеве», народном герое Ваули Пиеттомине, поднявшем народ на Оби в середине XIX века на борьбу против богачей.

Увлекательной была встреча А.К. Микушева с Т.И. Витязевым, сорок лет проработавшим в тундре пастухом. Он самостоятельно выучил русский, ненецкий, хантыйский языки. Тонко чувствовал и понимал юмор. Сказители Зауралья многое сохранили из духовного наследия своих предков – коми-ижемцев, но многое переняли и от своих соседей – хантов и ненцев.

Не менее талантливый сказочник И.И. Хатанзейский проживал в пос. Кара. От него были записаны также эпические сказания с большим количеством стихов. Были известны не только мужчины - исполнители эпических песен, встречались и женщины-сказительницы такие как А.И.  Выучейская (1915 г. рождения, пос. Харута), У.А. Коскова (1906 г. рождения, с. Колва), Е.О. Хатанзейская (1907 г. рождения, п. Абезь) и другие.

В 1964 г. в экспедиционную поездку А.К. Микушев выезжал совместно с иностранным ученым К. Редеи, с которым в течение десяти дней изучал коми фольклор в селах, расположенных по берегам реки Вымь. Во время совместной работы у них сложились теплые отношения, которые поддерживались и крепли с годами на совместных творческих встречах, на научных форумах, дружеского сотрудничества и переписки. К. Редеи, поняв глубину ума, таланта Микушева, его человеческих качеств, писал об Анатолии Константиновиче с большой любовью и теплотой: «Черты его характера, достойные любви, сохраняют память о нем в кругу коллег и друзей, плоды же его усердной научной деятельности обеспечивают ему бессмертное имя в истории финно-угристики».

Исключительно интересный материал был собран в результате неоднократных Канино-Тиманских экспедиций 1972-1973 гг. А.К. Микушевым и руководимой им группой фольклористов. Вышедшее в 1987 году в издательстве «Наука» в Москве фундаментальное академическое издание «Коми народный эпос» стало значительной и интересной работой в его научном наследии. Эта книга позволила всероссийскому читателю широко ознакомиться с коми народным эпосом, а  исследователям эпоса углубить научную концепцию, знания и представления по финно-угорскому фольклору, расширив представления по общей теории эпосоведения. Его концепция по формированию коми эпоса, возможно в дальнейшем будет в какой-то мере пересматриваться, уточняться, будут внесены поправки, дополнительные аргументы в пользу тех или иных точек зрения на коми эпос, но то, что он сделан впервые, останется непревзойденным в коми фольклоре.

Его докторская диссертация обсуждалась на ученом совете Института языка, литературы и истории, на Президиуме Коми филиала АН СССР, в Удмуртском государственном педагогическом институте, в Восточнославянском секторе института этнографии СССР. Все были единодушны во мнении, что это исключительно ценная и интересная работа с открытием ижмо-колвинского эпоса, с глубоким анализом на уровне современной культуры и, несомненно, заслуживает присвоения А.К. Микушеву ученой степени доктора наук. 18 мая 1970 года состоялась защита его докторской диссертации в Институте русской литературы (Пушкинский дом) в г. Ленинграде на тему: «Генезис и эволюция коми песенного фольклора». Официальными оппонентами были д.и.н. К.В. Чистов, д.ф.н. В.И. Лыткин, д.ф.н. З.Н. Куприянова.

В 1973 году А.К. Микушев издает фундаментальный труд «Эпические формы коми фольклора», позволяющий по-новому подойти к изучению  коми эпической традиции. В процессе подготовки монографии был собран уникальный фольклорный материал в Республике Коми и сопредельных областях от Мурманска и Салехарда, открыты уникальные эпические и лироэпические жанры, позволяющие углубить научную концепцию развития финно-угорского фольклора и эпической традиции. Теоретическая основа данной концепции полностью изложена в этом монографическом издании.

А.К. Микушева глубоко интересовал как коми фольклор, так и коми литература. Жанрово разнообразными были его и литературоведческие работы. Ему принадлежит огромное количество литературоведческих статей, где он о многом пишет первым и впервые. С большим вниманием он следит за появляющимися в печати новыми литературными произведениями местных поэтов и писателей. Оценивал то, как отражались в произведениях писателей различные жизненные коллизии, культурный мир человека и его поведение в определенный исторический период. Его литературоведческие работы – классический пример анализа творчества писателей и поэтов. Имея огромную научную и общественную нагрузку он всегда успевал откликнуться на кипевшую вокруг него литературную жизнь.

А.К. Микушев глубоко размышлял не только об исторических путях и судьбах коми фольклора, но литературы и драматургии. Наряду с описанием биографий писателей его привлекали и написанные ими художественные произведения. Он раскрыл творчество В. Чисталева, В. Юхнина, И. Торопова, Б. Шахова, Я. Рочева, В. Леканова, поэтическое наследие и фольклорные истоки творчества И. Куратова и т.д. Заслуга в коми литературоведении А.К. Микушева огромна. Он способствовал формированию литературных жанров, отражая в своих статьях развитие современного литературного процесса, особенности тех или иных тенденций. Он создал картину исторического развития коми литературоведения советского периода.

Ученый считал своим долгом дать объективную оценку произведениям, имеющим национальное значение. Такие писатели как, например, В. Юхнин, своим талантом сумевший достоверно изобразить жизнь и быт дореволюционного коми крестьянства, в значительной степени опираясь на этнографические описания и различные фольклорные жанры, заслуживают достойной оценки, отмечал А.К. Микушев в своей статье, анализируя его творчество.

Он был редактором и автором многих литературоведческих трудов, среди которых «Парма весьтын сьыланкыв» (Песня над Пармой, Сыктывкар, 1984 г.), «На таежных просторах» (Москва, 1986 г.). В 1960-е и 1980-е годы он являлся членом авторского коллектива «Большой советской энциклопедии» и «Краткой литературной энциклопедии». Он умел объективно оценивать и возвращать своему народу талант и писательское мастерство забытых или запрещенных поэтов и писателей. Начиная с маленькой памятной книжки «Виктор Алексеевич Савин» и статьи о нем, он раскрыл и исследовал фольклорные истоки его творчества, проанализировал поэтику песен Савина. Он постепенно вернул коми народу имена талантливых писателей и творческое наследие К. Жакова, П. Сорокина и др. Он являлся инициатором многих всесоюзных, всероссийских, региональных конференций, в том числе «Куратовских чтений», которые начали проводиться с 1965 года, всесоюзных конференций и симпозиумов по финно-угроведению, фольклористике. Ученый являлся организатором таких крупных форумов как «Фольклорное наследие и его роль в духовной культуре народов Урала и Поволжья» (1987), «Устные и письменные традиции в духовной культуре народа» (1990), «Наследие К.Ф. Жакова и развитие культуры финно-угорских народов» (1991), «IV симпозиум по пермской филологии» (1992) и т.д. Сам неоднократно участвовал во всевозможных научных форумах с докладами.

А.К. Микушев трижды (1959, 1959, 1965 годы) выезжал в г. Алма-Ату, г. Ташкент, в ЦГИА Узбекской ССР с целью сбора и уточнения различных материалов об И.А. Куратове, а также в Ригу для изучения жизни и деятельности К.Ф. Жакова за границей.

Большое влияние А.К. Микушев оказывал на развитие и укрепление международных научный связей, являясь членом смешанной советско-финляндской рабочей группы по научному сотрудничеству в области литературы и фольклора. 25 февраля 1973 года в г. Хельсинки (Финляндия) он участвовал на совместном советско-финском заседании в составе рабочей группы по литературе и фольклору. В 1974 году в признание его научных заслуг Микушев был избран иностранным членом финно-угорского общества (Финляндия). Он являлся также почетным членом международного общества в Венгрии, научного международного общества хунгоралогов Академии наук Венгрии. Дважды выезжал он в научную командировку в Финляндию с целью ознакомления с рукописными архивными материалами, а также фотокопиями рукописей И.А. Куратова.

Работая в Коми филиале АН СССР А.К. Микушев выполнял большую общественную работу председателя местного комитета, секретаря партбюро Института языка, литературы и истории. Являясь членом Союза писателей СССР с 1959 года, он был заместителем председателя Союза писателей Коми АССР, членом бюро совета по критике и литературоведению союза писателей РСФСР. А.К. Микушев был членом советского комитета финно-угроведов, членом советского комитета солидарности стран Азии и Африки, членом смешанной советско-финской комиссии по научно-техническому сотрудничеству в области литературы и фольклора. С 1972 года он главный редактор непериодического издания «Куратовские чтения», председатель оргкомитета Куратовских чтений. Анатолий Константинович являлся руководителем методологического семинара по эстетике в Коми музыкальном театре, членом комитета по присуждению премии имени коми комсомола.

В личном деле отмечалось, что А.К. Микушев 27 февраля 1959 года был утвержден Президиумом АН СССР в звании старшего научного сотрудника. Дана такая оценка его деятельности: «К научной работе относится серьезно и добросовестно, равно как и к общественной. Он деятелен и инициативен. Успешно руководя группой фольклористов, А.К. Микушев требователен к себе и к руководимым им сотрудникам. Часто выступает с лекциями и докладами перед трудящимися по линии Коми отделения общества «Знание». А.К. Микушев, находясь на научной работе, многократно избирался в руководящие органы месткома Коми филиала АН СССР и партбюро, активно участвовал в общественной жизни республики, был членом бюро совета по критике и литературоведению при правлении писателей РСФСР. Постоянно повышал свой идейный и теоретический уровень, деловую и научную квалификацию. Морально выдержан и устойчив. Его авторитет основывается на честном, добросовестном труде, на его реальных делах».

Кроме научной и общественной работы А.К. Микушев успевал оказывать большую помощь школам республики, был автором нескольких учебников по коми литературе для VIII-X классов. Им был написан и ряд статей для учебных пособий Института усовершенствования учителей Коми АССР.

С созданием в г. Сыктывкаре университета 31 декабря 1974 года было направлено письмо на имя Председателя Президиума Коми филиала АН СССР д.экон.наук В.П. Подоплелова и директора Института ЯЛИ к.и.н. Н.Н. Рочева от ректора, профессора СГУ В.А. Витязевой, где содержалась просьба «перевести на три года с.н.с. Коми ФАН, д.ф.н. А.К. Микушева в университет для создания и укрепления кафедры коми языка и литературы, а также для развертывания необходимой работы по созданию научных и педагогических кадров финно-угороведов, в которых Коми АССР и наша страна испытывают острый недостаток. Вопрос о переводе А.К. Микушева из Коми филиала АН СССР в Сыктывкарский государственный университет согласован с Коми областным комитетом КПСС».

В этот период коллектив отдела литературы и фольклора работал над написанием первого в коми литературоведении многотомного труда «Истории коми литературы» (1979-1981 гг.). Авторский коллектив состоял из фольклористов и литературоведов. Первый том полностью посвящен исследованию устного народного творчества коми. Переходя на работу в университет А.К. Микушев продолжил свое участие в создании трехтомника. Отзываясь об этой работе В. Дементьев писал: «В Сыктывкаре закончен большой трехтомник «История коми литературы». Работой руководил профессор, член нашего Российского совета по критике А.К. Микушев. Три тома – история литературы от древнейших времен до самых последних публикаций. Делается интересная попытка по-новому, глубже прочесть и осмыслить нашу советскую классику…» [7].

2 января 1975 года А.К. Микушев был освобожден от занимаемой должности в ИЯЛИ в связи с переводом в Сыктывкарский государственный университет и в тот же день принят на должность декана филологического факультета и заведующего кафедрой коми и финно-угорской филологии. Он также энергично, как это делал в отделе литературы и фольклора ИЯЛИ, взялся за работу. Начинать пришлось, как говорится, с нуля. Вместе с Е.А. Игушевым выезжал в районы закупать необходимую для учебного процесса литературу, так как ее просто еще не было на кафедре. Не хватало преподавателей. Необходимо было налаживать учебный процесс.

Огромная заслуга А.К. Микушеву принадлежит в установлении тесных связей с Карельским, Тартуским, Марийским, Венгерским университетами. По его приглашению на коми кафедру для чтения лекций приезжали известные преподаватели, профессора как из российских университетов, так и из Будапешта, Печсы, Дебрецена и т.д. Он сумел сдружить коми ученых и преподавателей с коллегами из Удмуртии, Мордвы, Карелии, Эстонии, Венгрии. С целью укрепления дружеских связей создавались общие коллективные работы, в частности, монография «Историко-культурные контакты пермских народов (по данным филологии)». Он проявил инициативу по проведению через каждые два года симпозиума по пермистике в Сыктывкаре и в Ижевске. В 1980-х годах при СГУ по инициативе и руководстве А.К. Микушева была сформирована комплексная программа «Духовная культура западного Урала», для осуществления которой объединились ученые и преподаватели СГУ, Коми государственного педагогического института, Коми научного центра УрО РАН, а также ИЯЛИ АН Эстонии. Работа была направлена на фундаментальные исследования, обобщения и выявления истоков историко-культурных контактов, их современного состояние на материале духовной культуры народов Европейского Севера. Исследования ученых способствовали выявлению межнациональных, исторически сложившихся добрых и дружеских отношений жителей Севера с другими регионами страны, а также возрождения традиционной духовной культуры.

Для студентов филологического отделения организовывались ежегодные фольклорно-диалектологические экспедиции, в которых активное участие принимал и А.К. Микушев. Вместе с известным ученым студенты побывали не только в различных районах Коми АССР, но и в Сибири, на Ямале, Ханты-Мансийске, Перми и т.д.

В признание заслуг ученого 5 ноября 1976 года ему было присвоено звание «Заслуженный деятель науки Коми АССР», а 7 февраля 1982 года – «Заслуженный деятель науки РСФСР». В том же году он был избран членом совета по защите кандидатских диссертаций при Мордовском госуниверситете им. Н.П. Огарева в г. Саранске. А 1985 году Микушев становится членом-корреспондентом финского литературного общества.

Имея серьезную научно-преподавательскую нагрузку А.К. Микушев вел и большую общественную работу. Являлся председателем УМК филфака, экспертной комиссии филфака, членом библиотечного совета Сыктывкарского государственного университета, редактором непериодического издания «Куратовские чтения», исполняющим обязанности председателя оргкомитета «Куратовских чтений», членом Правления союза писателей Коми АССР, членом Советского комитета финно-угроведов, членом бюро Совета по критике и литературоведению Союза писателей РСФСР, членом рабочей группы советско-финляндской комиссии по научно-техническому сотрудничеству (в области литературы и фольклора), руководил студенческой научной лабораторией «Духовная культура Урала».

Анатолий Константинович неоднократно выступал с научными докладами на всесоюзных и международных конференциях, симпозиумах, конгрессах и т.д. Под его руководством аспиранты и докторанты разных национальностей: коми, мордва, удмурты, марийцы, русские написали и защитили диссертации. А.К. Микушев был не только организатором учебного процесса, но и написал не одно учебное пособие для студентов финно-угорского факультета, а также был автором учебников по литературе для школ республики. Для студентов читал лекционные курсы по коми и русскому фольклору, «Историю литературной критики», спецкурс «Эпос народа коми, эпос финно-угорских народов», «И.А. Куратов и русские шестидесятники». Вел студенческие семинары, руководил дипломными и курсовыми работами. За время более чем двадцатилетней преподавательской деятельности им были подготовлены сотни специалистов-учителей для коми школ, журналистов, работников газет, телевидения. Он принял деятельное участие в воспитании научной смены, коми интеллигенции для республики.

А.К. Микушев вел обширнейшую переписку с учеными, имена которых известны не только в России, но и за рубежом. Он умел дружить, поддерживать научные связи, быть благодарным своим друзьям, которые также высоко ценили его порядочность, надежность, обязательность. Среди его друзей были Э.В. Померанцева, Л.И. Емельянов, П.Т. Ширяева, В.И. Чичеров, В.Е. Гусев, М.Я. Мельц, М.О. Скрипель, В.М. Сидельников, В.Я. Есев, С.Н. и С.А. Кондратьевы, М.Н. Ожегова, В.И. Лыткин, В.И. Малышев, В.Н. Белицер, Н.В. Новиков, Ф.К. Ермаков, А.Е. Китиков, В.П. Аникин, К.В. Чистов, Б.Н. Путилов и многие, многие другие.

Известный ученый А.И. Туркин, знавший его в течение всей своей жизни как уважаемого в научных кругах человека, отмечал, что «он пользовался заслуженным авторитетом не только в республике, но и за ее пределами, в том числе и за рубежом, его слово имело решающее значение». Туркин подчеркивал также, что А.К. Микушев был очень продуктивным и обязательным человеком, любое начатое им дело всегда доводил до конца. Проявлял активность во всем, касалось ли это участия в научных конгрессах, конференциях, симпозиумах, совещаниях или редактирования, рецензирования, оппонирования. Имя Анатолия Константиновича можно написать в один ряд с такими известными коми учеными как К.Ф. Жаков, П.А. Сорокин, В.П. Налимов, В.И. Лыткин.

По мнению Г.И. Тираспольского А.К. Микушев – ученый с европейским именем, жил «по законам стародавней человечности». Их связывала не только научная, но и педагогическая деятельность. Тираспольского удивляло и поражало его «душевное тепло, безотчетная доброта, притяжение сердец, – проявление человечности». «И каждый раз, – писал Г.И. Тираспольский, – светилась на незабвенном лице Анатолия Константиновича его неподдельная человечность, которой так не хватает нам в быстротекущей жизни». Тираспольский пишет также, что щедрое тепло лучилось из его солнечного сердца, так как имя Анатолий означает солнечный восход.

А.А. Шергина, которая с глубочайшим уважением относилась к А.К. Микушеву, к его трудам и заслугам и близко общалась с внучками К.Ф. Жакова Л.В. и Л.А. Жаковыми, передала их слова, относящиеся к ученому. Они считали А.К. Микушева «светом далекой звезды». «Эта звезда ярко светила и сейчас светит и греет фольклористику и литературоведение коми». К. Чистов также писал, что Анатолий Константинович был исследователем европейского масштаба, одним из лидеров финно-угристики, «человеком не только достойным в науке, но и в человеческом отношении». К. Редеи, глубоко уважавший ученого, отмечал: «Большая научная жизнь и деятельность А.К. Микушева прервалась безвременно. Его человеческие черты, внушавшие любовь, сохраняются в памяти коллег и друзей, а итоги плодотворной научной деятельности обеспечивают громкое имя в истории  финно-угроведения».

В памяти В.П. Аникина, известного фольклориста, А.К. Микушев остался как человек необычайной чистоты, твердого в нравственных устоях. Такое впечатление о нем, подчеркивал Аникин, с годами крепло и многократно подтверждалось. Анатолий Константинович отличался, по его мнению, сдержанностью в оценках.

В.В. Тимин, писатель, поэт, ученик А.К. Микушева видел в нем большого патриота своего народа, который гордился каждым, кто сумел подняться над своим временем и был широко известен. Литературу ученый считал самой важной частью духовной культуры народа, а фольклор – ее уникальным живительным источником.

По мнению А.Е. Китикова, исследователя марийского фольклора, А.К. Микушев был организатором науки и финно-угорского фольклора, Прометеем и корифеем коми фольклористики, очень дисциплинированным и аккуратным в исполнении своих обещаний.

Судя по воспоминаниям А. Клейна, Анатолий Константинович был и страстным любителем природы. Они часто отдыхали вместе в доме коми писателей в Лемью. Ученый любил вставать засветло и уходить к заветным, ему одному известным ягодным и грибным местам. Возвращался, пройдя не менее двух десятков километров, к обеду с полными двумя ведрами и пестерем, наполненными отборными грибами и ягодами.

В.В. Пахорукова, проработавшая с ним вместе на кафедре финно-угроведения много лет, считает, что А.К. Микушев – это целый материк, явление сложное и противоречивое. Она полагает, что у каждого, кто работал с ним, сложилось свое представление об ученом, педагоге, профессоре, руководителе кафедры.

Удмуртский исследователь Р. Яшина вспоминает приезды к ним А.К. Микушева с чтением лекций в университет. Студенты восхищались его лекциями, знанием текстового материала, особенно скромностью и деликатностью профессора. Она особо подчеркивает, что именно эта черта, прежде всего, и была характерна для друзей – А.К. Микушева и Д.А. Яшина – удмуртского ученого, поэта, писателя, очень обаятельного человека. Они были поистине родственными душами.

Очень важную черту у А.К. Микушева выделил и Л. Рассохин, который писал: «Делая рывок в оценке деятельности К. Жакова А.К. Микушев открывает новый этап в изучении этой личности, он первым в национальном литературоведении высвечивает вопрос о К.Ф. Жакове и начинает возвращать утраченное».

Усиливающаяся болезнь не способствовала высокой научной активности Анатолия Константиновича, но он, обладая исключительно огромной силой воли, работоспособности, боролся с ней. Однако болезнь все же его победила. В его трудовой биографии появляется впервые слово уволен 11 января 1993 года в связи со смертью. Невозможно написать коротко о том, что сделал этот человек в своей жизни для своего родного и любимого народа. Каждый понимал его по-своему, но все неизменно подчеркивали его душевные качества, трудолюбие, честность, верность сказанному и обещанному и т.д. Однако потеря огромна и ничем невосполнима и в человеческом, и в научном отношении. Можно повторить слова Р. Яшиной, которая искренне уважала его: «Финно-угорский мир потерял поистине великого человека, трудолюбивого, дружески обращенного к людям, внесшего большой вклад в науку и в подготовку квалифицированных кадров».

Похоронен А.К. Микушев в г. Сыктывкаре на старом городском кладбище рядом со своими самыми близкими родственниками.

 

 

1. Национальный музей Республики Коми. Инв. № 180. «Русский фольклор», 1911-1929 гг. – «Мышь и сорока»; зап. К.Н. Микушевым в 1913 г., С. 324; «Три сестры», С. 325; зап. в с.Усть-Кулом в 1914 г.

2. Рощевская Л.П.: «Обучение пению в приходских школах Коми края во второй половине XIX – начале ХХ вв.» // В кн.: Церковь и государство: православные епархии и приходы, история и современность. Сыктывкар, 2001. С. 41.

3. Д.С. Лихачев. Прошлое – будущему / Статьи и очерки. Л.: Наука, 1985. С. 467.

4. Там же. С. 469.

5. К.Ф. Жаков. Народная словесность зырян и русская сказка. Рукопись, ВГО, разд. 65, № 91.

6. А.К. Микушев. Эпические формы коми фольклора. Л., изд-во «Наука», 1973. С. 4.

7. В. Дементьев. Фрески. «Современник». М., 1985. С. 492.

 

 

© В.Н. Кудряшова

 

 

Уважаемые коллеги!

Приглашаю Вас стать авторами научного журнала
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

Для этого перейдите по этой ссылке или войдите в раздел Разное - Приглашаем авторов

Также прошу присылать для публикации на сайте нашего журнала информацию о предстоящих научных конференциях, симпозиумах и других форумах, которые будут проходить у Вас

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Журнал создан в сотрудничестве с Министерством регионального развития Российской Федерации

 

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Назад

При перепечатке оригинальных материалов обязательна ссылка на
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

О нас | Карта сайта | Обратная связь | © 2008-2021 Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Rambler's Top100